Прогнозирование мировых цен на нефть и хеджирование российского бюджета от их волатильности
1. Колебания цен на нефть на мировом рынке имеют важное значение для российского бюджета, ибо снижение среднегодовых цен на 1 долл за баррель приводит к сокращению экспортных доходов страны на 3-3.5 млрд. долл. Стремление страховать бюджет, исходя из минимально ожидаемой стоимости нефти 40 долл за баррель, в то время как среднегодовая цена оказывается на 15 долл выше, приводит к неоправданному занижению ожидаемых доходов и сокращению инвестиционных возможностей государства.
2. Поэтому представляются оправданными попытки более точно прогнозировать ожидаемый уровень нефтяных цен. В большинстве случаев эти прогнозы основываются исключительно на физическом представлении об ожидаемом спросе и возможностях его покрытия за счет объемов добычи и экспортных поставок основными игроками мирового нефтяного рынка. Однако цена на нефть формируется не на рынке физического товара, а на фъючерсном рынке, на котором объем сделок в 8-10 раз превышает объем физических поставок. Фьючерсный рынок намного волатильнее: так, объем реальных поставок в 2014-2015 гг. менялся в пределах 3-5%, тогда как цена менялась в несколько раз. При формировании цен на нефтяной бирже определяющим является психология игроков, учитывающая не сами по себе изменения объема поставок и запасов, а их ожидаемое влияние на объем и величину сделок при продаже – покупке финансовых производных нефтяных цен. Важнейшим фактором для поведения биржевых игроков – инвесторов является ожидаемая капитализация нефтяных компаний, наличие располагаемых финансовых ресурсов и возможность их использования на достаточно длительный период времени при ожидаемой тенденции изменения цен. Третья группа факторов связана с геополитическими условиями развития конъюнктуры мирового нефтяного рынка. Все это создает весьма большую неопределенность при прогнозировании цен.
3. Трудности и неопределенность прогноза связаны с попытками учесть причинно-следственные связи между множеством факторов и ценами на нефть. При этом не учитывается разнонаправленное и непостоянное влияние этих факторов на ценовую динамику, в то время, как цены сами влияют на эти факторы (спрос, инвестиции, курсы валют, наличие финансовых и физических резервов и др.). Поэтому все многофакторные модели ценовой динамики не дают удовлетворительного результата, а консенсус-прогноз различных экспертных оценок зависит не от знания законов рынка, а от желания игроков выдать желаемый результат.
В то же время, хотя рынок трудно прогнозируем, но вполне закономерен. Главный закон рынка – периодичность (хотя и не стабильная по времени) взлетов и падения цен, повторяемость структуры этих колебаний в виде соответствующих волн Эллиотта, которые справедливы не только для динамики фъючерсного рынка, но и отражают общие социоприродные, финансово-экономические и технологические тренды эволюционного развития.
С использованием этих закономерностей в Институте энергетической стратегии с участием специалистов – информационщиков из Университета г. Дубны создана и более 15 лет успешно используется самообучающаяся нейронная модель динамики мировых нефтяных цен. С помощью этой модели успешно были предсказаны ценовые пики и падения 2008-2009 гг., падение цен 2014 г. и др. экстремальные ситуации на мировом рынке, а также получено приемлемое совпадение прогнозов и реальной динамики цен на периоде 2009-2017 гг. Эти ежемесячные прогнозы регулярно направлялись в Минэнерго РФ, в Минфин РФ, в ВЭБ, нефтегазовым кампаниям, в СМИ, признавались ими, но, к сожалению, не были использованы в работе. Работа продолжается, но для ее развития требуется поддержка со стороны потенциальных заказчиков – потребителей информации.
4. Учитывая необходимость принятия адекватных мер по адаптации российской экономики к большой волатильности мировых цен на нефть (при условии невозможности влиять на их динамику даже за счет коллективных действий РФ и ОПЕК по управлению добычей и экспортом нефтяных объемов), на наш взгляд целесообразно рассмотреть возможность финансового страхования бюджетных доходов страны за счет их хеджирования при учете волатильности ценовой динамики. Подобная практика находит применение не только в деятельности международных и российских нефтяных компаний и крупных потребителей нефтяного сырья и нефтепродуктов, но и в деятельности правительственных финансовых организаций (в частности, в Мексике, Ираке и ряде других стран).
5. При наличии заинтересованности со стороны руководства Минэнерго РФ и Минфина РФ, Институт совместно с представителями российских и международных организаций мог бы подготовить специальный доклад с предложениями по возможным моделям и результатам прогнозирования нефтяных цен и по схемам хеджирования федерального бюджета при ожидаемой волатильности конъюнктуры мирового нефтяного рынка.
|