Главная
Об институте
Направления
 исследований
Проекты
Научные
 семинары
Статистика
 и аналитика
Издания
Партнеры
Пресс-центр
Карьера у нас

ЭС-2020

ЭС-2030

 
Старая версия сайта

Поиск  На главную  Карта сайта  Контакты

    Проекты - Энергетическая стратегия России - Доклад Министра энергетики РФ С.Шматко на заседании Правительства России 27.08.2009 г. по рассмотрению проекта Энергетической стратегии России на период до 2030 года

Минэнерго, 27.08.2009 г.

О проекте Энергетической стратегии России на период до 2030 года

(доклад Министра энергетики Российской Федерации С.И.Шматко
на заседании Правительства Российской Федерации -
Москва, 27 августа 2009 г.)

Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые члены Правительства!
 

При подготовке проекта Энергетической стратегии России на период до 2030 года (ЭС-2030) мы исходили из того, что она является не просто пролонгацией предыдущей стратегии – но формирует новые стратегические ориентиры развития энергетического сектора в рамках перехода российской экономики на инновационный путь развития, заявленный в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (КДР).

При этом, естественно, должна обеспечиваться преемственность Энергостратегии - в частности, остаются неизменными цели и главные принципы государственной энергетической политики.

Подготовка проекта ЭС-2030 осуществлялась Межведомственной рабочей группой, насчитывающей около 100 специалистов – представляющих Российскую академию наук, федеральные и региональные органы исполнительной власти, крупнейшие энергетические компании и отраслевые институты.

Основные положения ЭС-2030 подлежат использованию при разработке и корректировке стратегий и программ социально-экономического развития, энергетических стратегий и программ субъектов Российской Федерации, Генеральных схем и программ развития отраслей ТЭК, комплексных программ по энергетическому освоению новых регионов – а также должны учитываться при подготовке и корректировке инвестиционных программ и крупных проектов компаний энергетического сектора.

Таким образом, предусматривается, что реализация ЭС-2030, включая принятие решений о привлечении государственных средств, будет осуществляться в рамках утвержденных программных документов.

Преемственность ЭС-2030 базируется и на том факте, что в течение прошедшего с момента принятия действующей Энергостратегии периода российский энергетический сектор развивался, преимущественно, в рамках основных прогнозных тенденций, заложенных в данном документе, несмотря на существенные отклонения базовых экономических индикаторов развития страны и внешнеэкономических условий от заложенных в ЭС-2020.

При этом главное в стратегии, конечно, не сами цифры, а приоритеты и ориентиры, задающие долгосрочный курс развития энергетического сектора; ведь стратегия в конечном счете – это не прогноз, а система утверждений.

За основу при разработке ЭС-2030 приняты следующие укрупненные прогнозные гипотезы социально-экономического развития:

Гипотеза I – к концу первого этапа реализации ЭС-2030 и началу посткризисного периода (ориентировочно, 2013-2015 гг.) начнет осуществляться выход на предусмотренные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития (КДР) темпы социально-экономического развития страны.

Гипотеза IIза счет более ускоренного развития в посткризисный период к концу второго этапа реализации ЭС-2030 (ориентировочно, 2020-2022 гг.) будет обеспечен выход на предусмотренные КДР уровни социально-экономического развития.

Таким образом, в рамках ЭС-2030 задаются не конкретные траектории, а модель поэтапного перспективного развития энергетического сектора в базовом прогнозном поле с учетом объективно существующих рисков. То есть, курс развития в базовом прогнозном поле задается не условными сценариями, а системой поэтапных целевых индикаторов, которых в ЭС-2030 насчитывается в общей сложности более 50. Основное целевое содержание выделенных в ЭС-2030 этапов характеризуется переходом от преодоления кризисных явлений к интенсивному посткризисному развитию - включая развитие инфраструктуры, рост энергоэффективности, инновационное обновление отраслей ТЭК; наконец (на последнем этапе) - постепенный переход к энергетике будущего.

При этом неизменной остается система главных стратегических ориентиров, основных составляющих государственной энергетической политики и важнейших механизмов ее реализации.

Энергетическая безопасность является одной из важнейших составляющих национальной безопасности страны. В данной сфере намечаются: обеспечение гарантированной энергетической безопасности России и ее регионов; рост душевого потребления различных энергоресурсов на 40-85% к уровню 2005 г. (с учетом мер по повышению энергоэффективности); более чем полуторакратное снижение износа производственных фондов; ликвидация дефицита и поддержание устойчивого резерва электро- и теплогенерирующих мощностей.

Стратегической целью государственной энергетической политики в сфере повышения энергетической эффективности экономики является максимально рациональное использование энергетических ресурсов на основе обеспечения заинтересованности производителей и потребителей энергии в энергосбережении, а также инвестировании в эту сферу. Намеченные ориентиры: не менее чем двукратное снижение удельной энергоемкости ВВП, кратный рост объема энергосервисных услуг, ежегодное снижение удельных потерь и расходов на собственные нужды на предприятиях ТЭК, 10%-ное снижение удельных расходов топлива на производство тепла котельными. Доведение ежегодного объема экономии энергоресурсов по сравнению с современным уровнем до не менее чем 300 млн т у.т./год (с использованием не менее 75% существующего потенциала организационного и технологического энергосбережения).

Главной целью в сфере экономической (бюджетной) эффективности энергетики является гармонизация соотношения вклада ТЭК в налоговые поступления в бюджетную систему страны и в общий объем инвестиций в основной капитал, обеспечивающая финансово-экономическую устойчивость предприятий ТЭК при выполнении ими своих бюджетных обязательств.

Базовыми задачами в сфере обеспечения экологической безопасности энергетики являются двукратное снижение удельной нагрузки ТЭК на окружающую среду (удельных показателей выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сброса загрязненных сточных вод в водоемы, образования отходов), и ограничение выбросов парниковых газов к 2030 году на уровне 100-105% от    1990 г.

При подготовке новой Энергостратегии были разработаны проекты «дорожных карт» развития по всем основным направлениям, предложены индикаторы их поэтапной реализации – в частности, для политик недропользования и управления государственным фондом недр; развития внутренних топливно-энергетических рынков; а также формирования рационального топливно-энергетического баланса; региональной, социальной, научно-технической и инновационной политики в энергетическом секторе.

Глобальный характер энергетических проблем, их усиливающаяся политизация, а также объективная значимость российского ТЭК в мировой энергетике предопределяют важную роль внешней энергетической политики страны. Стратегической целью внешней энергетической политики является максимально эффективное использование энергетического потенциала России для полноценной интеграции в мировой энергетический рынок, укрепления позиций на нем и получения наибольшей выгоды для национальной экономики.

Представленные меры и механизмы государственной внешней энергетической политики направлены на решение следующих задач:

- отражения национальных интересов России в формируемой системе функционирования мировых энергетических рынков, обеспечивающей их предсказуемость и стабильное развитие;

- диверсификации экспортных энергетических рынков и товарной структуры экспорта;

- обеспечения стабильных условий на энергетических рынках, включая гарантированность спроса и обоснованные цены на основные продукты российского экспорта энергоресурсов;

- укрепления позиций ведущих российских энергетических компаний за рубежом;

- обеспечения эффективной международной кооперации по рисковым и сложным проектам в России (в т.ч. по шельфовым проектам в арктических условиях).

В рамках Энергостратегии, так же как и в отношении других политик, был разработан проект «дорожной карты» развития внешней энергетической политики с соответствующими индикаторами.

Диапазон прогнозных оценок ростак 2030 г. производства и внутреннего потребления ТЭР по сравнению с существующим уровнем составляет: для производства ТЭР – 26-36%; для внутреннего потребления ТЭР – примерно в полтора раза больше (39-58%). Соотношение объемов экспорта и внутреннего потребления ТЭР уменьшится при этом с 0,88 до 0,62-0,72.

Существенно изменится структура производства и потребления первичных энергоресурсов: в производстве вырастет доля газа и уменьшится доля жидких энергоресурсов (нефть и конденсат); в потреблении – напротив, уменьшится доля газа и возрастет доля нефти. В обоих случаях (и в производстве, и в потреблении) увеличится доля угля и, особенно, нетопливных энергоресурсов.

Развитие нетопливной энергетики – атомной, возобновляемой, включая гидроэнергетику – является одной из важных стратегических инициатив ЭС-2030. Это обусловлено необходимостью ограничения нагрузки на экологию со стороны предприятий ТЭК, а также перспективной стабилизацией уровней добычи углеводородов в условиях продолжающегося роста спроса на энергоресурсы. ЭС-2030 предусматривает развитие атомной энергетики и гидроэнергетики сообразно с региональными особенностями спроса на электроэнергию, а также особенностями регулирования графика нагрузок и размещения разных видов генерирующих мощностей.

Будут развиваться новые возобновляемые источники энергии                 (геотермальной, солнечной, ветровой, приливной, биоэнергии и др.) – к концу периода годовой объем производства электроэнергии на их базе составит не менее 80-100 млрд. кВт.ч., т.е. вырастет более чем на порядок.

В целом, предусматривается увеличить к концу третьего этапа долю нетопливных источников в производстве электроэнергии с примерно 32% (2008 г.) до не менее чем 38%. При этом конкретные траектории и относительные темпы развития каждой из указанных нетопливных составляющих на различных этапах реализации ЭС-2030 подлежат уточнению в рамках соответствующих программных документов – в первую очередь, в рамках Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики.

Осуществляя поддержку данного важного для страны направления развития энергетики, мы не должны забывать о повышении надежности и устойчивости функционирования энергетических объектов. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС – дополнительное и серьезное напоминание об этом.

Прогнозируемая динамика экспорта энергоресурсов будет постепенно замедлять свой рост и, как ожидается, стабилизируется к концу рассматриваемого периода. Эта тенденция согласуется с долгосрочной экономической политикой государства, ориентированной на диверсификацию структуры экономики и снижение зависимости страны от экспорта

Уже на первом этапе реализации ЭС-2030 российский нефтяной комплекс должен будет обеспечить необходимые объемы добычи и экспорта нефти в соответствии с динамикой внутреннего и внешнего спроса в условиях выхода страны из экономического кризиса, а также необходимый прирост пропускной способности магистральных трубопроводов и экспортных терминалов.

На завершающем этапе реализации ЭС-2030 добыча нефти достигнет своего технологического и экономического максимума; экспорт нефти и нефтепродуктов будет устойчиво снижаться; значительно интенсифицируется развитие высокотехнологичных нефтехимических производств и энергетического сервиса. Российский нефтяной комплекс будет активно использовать свои мощности для обеспечения транзита нефти, производства и экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости.

Согласно полученным прогнозным оценкам, к 2030 г. добыча нефти сможет составить 530-535 млн. т (рост на 8,7% - 9,7% к уровню 2008 г.); ее переработка - 275-311 млн. т (рост на 16% - 31%); экспорт нефти и нефтепродуктов – 306-329 млн. т (снижение на 0% - 6,4%).

В настоящее время активно осуществляется реализация установок действующей Энергостратегии по вопросам развития газовой промышленности  – в части ввода в эксплуатацию новых месторождений, строительства новых газопроводных систем, газификации российских регионов.

Уже на первом этапе реализации ЭС-2030 необходимо будет не только обеспечить внутренние и экспортные потребности российской экономики в природном газе (главным образом, за счет эксплуатации действующих и ввода новых месторождений Надым-Пур-Тазовского района Тюменской области), но и выполнить активную работу по подготовке и вовлечению в эксплуатацию новых газовых месторождений Ямала, Восточной Сибири, Дальнего Востока и шельфа арктических морей, осуществить управляемую либерализацию рынка и развить биржевую торговлю природным газом.

На завершающем этапе реализации Энергостратегии развитие российской газовой промышленности будет направлено на расширение сферы использования газа в экономике не только как энергоносителя, но и как ценного химического продукта. Широкое развитие должны получить высокотехнологичная газохимия и производство синтетического жидкого топлива на основе газа.

Внутри страны будет завершена газификация ее регионов, продолжатся работы по расширению восточной газотранспортной системы с возможным, в случае экономической эффективности, подключением к Единой системе газоснабжения (ЕСГ). Более четверти объема добычи газа в стране будут давать независимые производители газа. Начнется освоение месторождений восточных арктических морей. Будут созданы технологические предпосылки для добычи и промышленного использования газогидратов. Российская трубопроводная инфраструктура станет составной частью энергомоста между Европой и Азией.

Согласно полученным прогнозным оценкам, к 2030 г. добыча газа сможет составить 885-940 млрд. куб.м (рост на 33% - 42%); его экспорт (с учетом транзита) - 349-368 млрд. куб.м (рост на 45% - 53%).

В ходе реализации действующей Энергостратегии в угольной промышленности возобновился после длительного перерыва ввод новых добычных мощностей (80 млн. т за пятилетие); в полтора раза возрос объем переработки углей на обогатительных фабриках; в 1,6 раза увеличился объем экспорта угля, достигнув почти 100 млн. т. Вместе с тем, перечень подлежащих решению проблем здесь по-прежнему широк.

На первом этапе реализации ЭС-2030 в угольной промышленности планируются: реализация комплекса программных мер по стабилизации ситуации в отрасли в условиях снижения объемов производства угля;  завершение мероприятий по реструктуризации отрасли; техническое перевооружение и интенсификация угольного производства; дальнейшее увеличение объемов обогащения угля; снижение аварийности и травматизма на угледобывающих предприятиях, развитие экспортного потенциала отрасли.

На завершающем этапе реализации стратегии предусматривается обеспечить кардинальное повышение производительности труда в угольной отрасли при обеспечении мировых стандартов в области промышленной безопасности и охраны труда, экологической безопасности при добыче и обогащении угля; промышленное получение продуктов глубокой переработки угля (синтетическое жидкое топливо, этанол и т.п.) и сопутствующих ресурсов (метан, подземные воды, строительные материалы).

Согласно полученным прогнозным оценкам, к 2030 г. добыча угля сможет составить 425-470 млн. т (рост на 30% - 44%); охват обогащением каменных энергетических углей – 65-70% (рост в 1,8 раза); экспорт угля, как ожидается,   сохранится примерно на существующем уровне.

В электроэнергетике завершается процесс реформирования отрасли, предусмотренного действующей Энергостратегией.

ЭС-2030 предусматривает, что Единая энергосистема России будет развиваться как путем присоединения к ней ныне изолированных энергосистем и энергообъединений, так и путем развития межсистемных и внутрисистемных электрических сетей всех классов напряжений, в том числе для экспорта электроэнергии. Будут созданы межсистемные линии электропередач для транспорта электрической энергии и мощности из энергоизбыточных в энергодефицитные регионы в объемах, не превышающих требований надежности работы ЕЭС России.

Будет оптимизирована конфигурация системообразующих и распределительных электрических сетей с целью обеспечения эффективного функционирования ЕЭС России и систем распределённой генерации с высокими показателями надёжности их работы. Будут обеспечены условия для привлечения частного капитала в распределительный электросетевой комплекс и осуществлен переход от административных к экономическим методам стимулирования эффективности сетевых компаний.

Главной задачей развития гидроэнергетики на весь период действия ЭС-2030 станет дальнейшее освоение богатых гидроресурсов России в увязке со спросом на электроэнергию и режимами ее потребления.

В сфере атомной энергетики предусматриваются увеличение объемов выработки электроэнергии на АЭС; формирование и развитие инжиниринга основного энергетического оборудования; развитие ядерного топливного цикла, сырьевой и производственной базы атомной энергетики; создание инфраструктуры управления жизненным циклом АЭС. На третьем этапе получит развитие использование малой атомной энергетики (включая плавучие атомные электростанции) для районов Крайнего Севера и Дальнего Востока, а также модульных высокотемпературных газоохлаждаемых реакторов для производства электроэнергии, коммунального тепла для жилищно-коммунального сектора и высокотемпературного тепла для технологических целей, в том числе для производства водорода.

Будет завершено формирование оптового и розничного рынка электрической энергии (мощности), обеспечены соответствующие нормативно-правовые и институциональные условия деятельности сбытовых и энергосервисных компаний.

Будет проводиться предсказуемая государственная долгосрочная тарифная политика в электроэнергетике, которая должна обеспечить ограниченный рост среднеотпускной цены электроэнергии для конечных потребителей в течение всего периода реализации стратегии.

Индикаторы стратегического развития электроэнергетики предусматривают в том числе поэтапное повышение вероятности бездефицитной работы энергосистем России (с 0,996 до 0,9997); изменение структуры топливообеспечения (снижение доли газа с 70 до 60-62%, рост доли угля с 26 до 34-36%); снижение потерь в электрических сетях (с 12 до 8%), значительный рост КПД электростанций.

Перспективные уровни производства электроэнергии будут определяться ожидаемой динамикой внутреннего спроса на нее, соответствующей региональным стратегиям социально-экономического развития и существенно опережающей рост спроса на первичные ТЭР. При этом предусматривается поэтапное уточнение прогнозных объемов потребления электроэнергии в увязке с ее ожидаемой стоимостью. По текущей оценке, к 2030 г. производство электроэнергии сможет составить 1800-2210 млрд. кВт.ч (рост в 1,7-2,1 раза); установленная мощность электростанций – 355-445 млн. кВт (рост в 1,6-2 раза).

Теплоснабжение является той сферой, работу которой в рамках реализации ЭС-2020 следует признать неудовлетворительной.

В связи с этим уже на первом этапе выполнения ЭС-2030 должны быть обеспечены:

- во-первых, повышение требований к действующим и разработка новых стандартов предоставления услуг теплоснабжения;

- во-вторых, разработка и начало реализации комплекса программных мер по коренной модернизации теплоснабжения.

На завершающем этапе реализации ЭС-2030 должны быть обеспечены высокий уровень теплового комфорта населения, соответствующий уровню развития стран с аналогичными природно-климатическими условиями (Канада, страны Скандинавии), а также расширенное вовлечение в производство тепла новых нетопливных источников энергии и использование высокоэффективных автоматизированных технологических схем организации подачи тепла потребителям.

Индикаторы стратегического развития теплоснабжения предусматривают в том числе к 2030 г.: почти двукратное уменьшение частоты отключений теплоснабжения и более чем пятикратное снижение частоты нарушений в подаче тепла по вине генерации; 90%-ное обновление тепловых сетей; двукратное снижение уровня тепловых потерь.

Согласно полученным прогнозным оценкам, к 2030 г.: производство тепла сможет вырасти на 10-11%, а его потребление (с учетом снижения потерь) – на 21-22%.

Развитие отраслей ТЭК, возобновляемых источников энергии, централизованного теплоснабжения, локальной энергетики и энергосбережения потребует крупных инвестиций – согласно прогнозной оценке, в объеме не менее 60 трлн. руб. в ценах 2007 г. (из них непосредственно в отрасли ТЭК – не менее 45 трлн. руб.). При этом более половины общего объема инвестиций приходится на третий этап реализации Энергостратегии.

Преобладающими источниками инвестиций по-прежнему будут собственные средства, прибыли акционерных компаний, как отечественных (в основном), так и зарубежных, с привлечением кредитных ресурсов и средств от дополнительной эмиссии акций (в настоящее время доля внебюджетных источников инвестиций в ТЭК составляет около 98%). При модернизации существующих и строительстве новых АЭС и ГЭС, а также в случаях, когда в силу региональных особенностей энергокомпании не являются самодостаточными и инвестиционно привлекательными, будут в соответствии с утвержденными программными документами привлекаться государственные средства.

Как уже отмечалось, Энергостратегия задает главный курс развития российского энергетического сектора до 2030 года. Дополнительная балансировка этого курса по составу и срокам реализации важнейших мероприятий, финансовым ресурсам и ограничениям должна осуществляться в рамках разрабатываемых на основе ЭС-2030 программных документов, а также в рамках систематического опережающего мониторинга ЭС-2030, необходимого для сопоставления фактических результатов осуществления государственной энергетической политики с индикаторами «дорожной карты» и прогнозными показателями развития и функционирования ТЭК. Ежегодный доклад Правительству Российской Федерации о мониторинге Энергостратегии будет также включать предложения о первоочередных нормативных правовых актах, необходимых для ее реализации.

В совокупности, предложенные меры позволят осуществлять адаптивную корректировку текущих ориентиров государственной энергетической политики – при сохранении ее главной целевой направленности: максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и всего потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.

Все это должно явиться одним из важнейших механизмов снижения рисков реализации предложенного проекта ЭС-2030.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

 

Презентация выступления Министра энергетики РФ С.Шматко на заседании Правительства РФ 27.08.2009 г. по рассмотрению проекта Энергетической стратегии на период до 2030 года. (формат Microsoft Power Point, 2,69 Мб)

 

109028, г. Москва, Яузский бульвар 13, стр. 3, офис 10. Тел./факс: (495) 698-5234.
Е-mail: ies2@umail.ru, guies@guies.ru
© Институт энергетической стратегии (ГУ ИЭС)