Главная
Об институте
Направления
 исследований
Продукты и услуги
Научные
 семинары
Статистика
 и аналитика
Издания
Партнеры
Пресс-центр
Вакансии

ЭС-2020

ЭС-2030

 
Старая версия сайта

Поиск  На главную  Карта сайта  Контакты

    Аналитика - Основные тенденции и закономерности изменения мировых цен на нефть (2001-2015)

(Скачать в формате Microsoft Word 729 Кb)

Роль нефтяного рынка в мировой финансовой системе

В последние годы цена на нефть стала важным финансовым индикатором состояния мировой экономической системы. Рост инвестиционной привлекательности нефтяных фьючерсных контрактов и производных от них финансовых инструментов вызвали приток на нефтяной рынок значительных объемов капитала и способствовали его трансформации из товарно-сырьевого рынка в сегмент финансового рынка.

В период 2001–2008 гг. нефть стала своего рода "мировой валютой", которая стабилизировала процессы в реальной экономике. Нефтяной рынок приобрел высокую волатильность, свойственную финансовым рынкам, с резкими колебаниями цен при относительно плавном изменении реального спроса на нефть (рис. 1). Эта волатильность является одной из угроз глобальной энергетической безопасности, так как она оказывает существенное влияние на экономику производителей и потребителей сырья, на инвестирование в нефтегазовый сектор и на всю мировую финансовую систему. Особую актуальность эта проблема приобрела на стадии ценового пика и последующего краха цен в середине 2008 г. в условиях разразившегося мирового финансового кризиса.

Source: Bloomberg, Expert Assumption.

Рис. 1 — Мировой спрос и цена нефти, 2004–2008 гг.

В условиях высокой волатильности конъюнктуры мирового нефтяного рынка с резким всплеском цен до 150 долл. за барр. в первой половине 2008 г. и последующего падения до 35 долл. к концу года, вызванного мировым финансовым кризисом, особое значение имеет понимание факторов динамики нефтяного рынка и создание действенной модели, на основе которой возможно осуществить прогноз цен на нефть. Такая модель была создана нашими экспертами.

Прогноз динамики цен на нефть

В Институте энергетической стратегии (ИЭС) и его дочерней структуре — Лаборатории "Энергетическая инициатива" (ЛЭНИН) для оценки и прогноза конъюнктуры мирового нефтяного рынка использовалась нелинейная нейронная модель, учитывающая изменения веса и роли различных факторов на различных этапах динамики цен.

Ее принципиальной особенностью является учет циклического характера динамики цен, свойственного волнам Эллиота и их высокой волатильности не только в краткосрочном, но и в долгосрочном плане. В зависимости от стадии общей 10...12-летней волны роста и падения цен меняется характер влияния различных факторов. Помимо базовых циклов, существуют субгармоники с Т = 3-5 лет и более длинные волны с Т = 28-30 лет, связанные с полупериодом длинных экономических волн. Поэтому средний уровень цен на нефть в 1960-2008 гг. составлял 35 долл./ барр. (в ценах 2008 года), при этом чередовались длительные периоды низких цен (15-20 долл.) и продолжительных всплесков в 1970–1980-е и 2000–2008 гг.

В периоды сравнительно низких мировых цен на нефть и низкой маржи спекулятивных сделок (1996–2000 гг.) определяющими становятся фундаментальные факторы спроса и предложения. В то же время среднесрочная тенденция роста цен в 2003–2008 гг., обусловленная ростом спроса, привела к увеличению влияния финансового фактора, что автоматически отразилось в модели.

Рост спекулятивной составляющей в ценах на нефтяные фьючерсы ограничен отрицательным влиянием цен на макроэкономическое состояние ведущих экономик, в первую очередь США. Допустимый пороговый уровень цен для американской экономики был оценен в 140-150 долл./барр.. Модельные прогнозы, выполненные в 2006 г., показали, что этот уровень будет достигнут в первой половине 2008 г., после чего ожидается падение цен, что и произошло в действительности (рис. 2).

Синяя линия — фактические данные.
Зеленая линия — прогноз до 2015 г. (на 01.01.2006).
Красная линия — прогноз 2015 г. (на 01.01.2009).

Рис 2 — Прогноз цены на нефть (WTI) до 2015 г.

Прогноз 2006 года предполагал, что пик цен 2008 г. будет не самым мощным и после некоторого снижения (до 100 долл./барр.) цены в соответствии с волновой динамикой вновь поднимутся в 2010–2011 гг. до уровня 150 долл. за баррель. Только после этого ожидается снижение до 50 долл. за баррель и затем на достаточно длительное время стабилизация в коридоре 60-80 долл. за баррель.

Однако реальное снижение цен к концу 2008 года оказалось больше ожидаемого вследствие непредвиденной в модели остроты финансово-экономического кризиса. Динамика макроэкономических показателей в ходе финансового кризиса обусловила падение цен ниже линии сопротивления, заданной в модели на уровне в 100 долл., и снижение цен до следующего уровня сопротивления в 40 долл. за баррель. Скорректированный среднесрочный прогноз 2009 года показывает, что падение цен (даже кратковременное) ниже 30 долл./барр. маловероятно. Устойчивость этого уровня цен обусловлена его близостью к реальной среднемировой себестоимости нефтедобычи (издержки + минимально необходимые инвестиции + минимально допустимые налоги), увеличением роли фундаментальных факторов и влияния ОПЕК в период сравнительно низких цен.

Согласно модели, нефтяные цены достигли низшей точки к началу 2009 года на уровне 32-33 долл. за барр. К лету 2009 года ожидается восстановление цен до уровня 55 долл./барр., а к концу года - рост до уровня 80-85 долл. Средняя цена нефти в 2009 году составит 55-57 долл. за барр. Сегодня этот прогноз уже разделяется многими аналитиками, а директор МЭА г-н Н. Танака не исключает возможности резкого всплеска цен в 2013 г. до 200 долл./барр. Однако их аргументация основана исключительно на предполагаемом дефиците нефти в результате сокращения инвестиций в период нынешнего финансово-экономического кризиса.

Текущая ситуация на нефтяном рынке когда спрос падает, а цена растет еще раз убеждает в том, что фьючерсный рынок, являясь частью финансового рынка, живет по его законам, а не соотношению спрос — предложение.

Финансовые деривативы, в том числе и фьючерсы на нефть, растут по причине поиска свободным капиталом выгодных ниш, приносящих максимальные прибыли. При отсутствии каких-либо новых сфер применения средств, накачиваемых в рынок прежней монетарной политикой, в первую очередь США, нефтяные фьючерсы снова в цене. Поэтому в 2010–2011 гг. ожидается двойной всплеск цен до 120 долл. за барр., разделенный падением до 65 долл., а к концу 2011 г. - резкое снижение до 50 долл./барр. Этот уровень цен прогнозируется и к 2014–2015 гг., в 2012–2013 гг. ожидается более плавная волна роста цен до 110 долл. за барр., которая спадает к 2014 году. После 2013 г. действительно возможен затяжной спад цен на нефтяном рынке, обусловленный активным снижением спроса и отсутствием свободного капитала на рынке.

Динамика нефтяного рынка в условиях мирового экономического кризиса

С 1980-х гг., после нефтяных шоков 1973 и 1979 гг., мировые цены на нефть определялась динамическим равновесием в противостоянии картеля стран-производителей нефти (политикой ОПЕК) и развитых стран-потребителей нефти, организованных в МЭА и ОЭСР. В связи с этим последующие 20 лет цена на нефть оставалась относительно низкой с локальными всплесками, вызванными изменением объемов поставок нефти странами-членами ОПЕК, а также геополитическими событиями.

Однако после 2001 года ситуация на мировом нефтяном рынке резко изменилась. После волны финансовых кризисов конца 1990-х гг., кризиса высокотехнологичных отраслей в США в 2001–2002 гг., обвала биржи NASDAQ и в условиях сильного медвежьего тренда на фондовых рынках в 2000–2002 гг. финансовые институты стали искать возможности для повышения надежности и доходности своих инвестиций.

Сырьевые деривативы в начале 2000-х удовлетворяли этим условиям. Среднесрочный восходящий тренд мировых цен на нефть за счет влияния классического фундаментального фактора — резко растущего спроса на нефть со стороны бурно развивающихся азиатских экономик — сделал их привлекательным объектом для инвестиций со стороны финансовых институтов всего мира (инвестиционных фондов, хедж-фондов, частных инвесторов и т.д.) Одновременно Конгресс США разрешил национальным пенсионным фондам размещать финансовые ресурсы во фьючерсных контрактах на поставку нефти в целях обеспечения более высокой доходности их работы. На товарно-сырьевые рынки устремились институциональные инвесторы, и доминирующими на рынке нефти стали финансовые факторы.

К 2007 году, в условиях начала мирового финансового кризиса, нефтяные фьючерсные контракты стали привлекательным финансовым активом для защиты от рисков инфляции, падения фондовых рынков и волатильности курса доллара, а также от последствий ипотечного кризиса. Спекулятивный спрос вызвал рост цен более чем на 50% в первом полугодии 2008 года, и 11 июля 2008 года цена нефти сорта Brent достигла своего абсолютного исторического максимума — 147,11 долл./бар.

Дальнейшее развитие кризиса осенью 2008 года привело к обвальному падению цен на нефть при выводе спекулятивного капитала с нефтяного рынка, что было обусловлено в первую очередь кризисом ликвидности, а также началом перехода кризиса в реальный сектор экономики и ожиданиям снижения спроса на нефть.

Итоги 2007–2008 гг. показали, что фундаментальные факторы соотношения спроса и предложения нефти и действия ОПЕК более не оказывают существенного влияния на нефтяные цены. В 2007 году и в первой половине 2008 года не произошло событий, которые, с точки зрения фундаментальных факторов, могли бы привести к росту цен с 50 до 150 долл. за баррель. Во второй половине 2008 года также не было отмечено фундаментальных факторов, которые могли бы вызвать их снижение до 40 долл. за баррель. Увеличение добычи нефти странами ОПЕК на волне роста цен не приводило к их снижению и стабилизации, а снижение добычи в конце 2008 года не привело к прекращению падения. ОПЕК была вынуждена следовать за ходом событий, несмотря на крайнюю заинтересованность стран-членов в повышении цен.

Кризис обусловлен исчерпанием потенциала развития существующей мировой финансовой системы и изменением баланса между товарной и денежной массой в экономике, одним из проявлений которого был сначала неоправданный бум предложения "дешевых денег" и взрывной рост цен на многие виды активов, включая нефтяные контракты, а затем их падение. Спекулятивный характер формирования мировых цен на нефть делает их крайне чувствительными к общемировым кризисам — кредитным, фондовым, банковским. В ходе таких кризисов цены могут на продолжительное время опускаться ниже комфортного уровня для стран экспортеров, что приводит к сокращению предложения и отказу от многих инвестиционных проектов, а также росту цен после преодоления кризиса. Между тем потребность в инвестициях, по нашим оценкам, составляет 160 млрд. долл. до 2020 года в мировую нефтедобывающую отрасль и 60 млрд. долл. — в нефтепереработку. Недостаточный уровень инвестиций, который при резком падении цен практически неизбежен, приведет к снижению предложения и в среднесрочной перспективе к новому резкому росту цен.

Организация нефтяного рынка

К настоящему времени произошла практически полная перестройка структуры мирового нефтяного рынка в направлении от долгосрочных контрактов к разовым сделкам с наличной нефтью (рынок "спот"), а затем к сделкам с деривативами.

В структуре международных транзакций на современном нефтяном рынке долгосрочные контракты составляют более 50%, остальная часть приходится на спотовую или форвардную торговлю. На фоне увеличения разнообразия видов сделок и появления новых сегментов рынка решающую роль в ценообразовании играет рынок деривативов.

Мировая торговля нефтью разворачивается на трех крупнейших биржах мира — NYMEX (Нью-Йорк), ICE (Лондон), SGX (Сингапур). На этих рынках доминируют спекулянты, и финансовые сделки абсолютно преобладают, отражая ожидания дальнейшей динамики движения котировок (рис. 3). Размер капитала на рынке фьючерсов увеличивался в геометрической прогрессии, начиная с 2003 года. Если в 2000 году объем фьючерсных сделок всего в 5 раз превышал объем товарных сделок с нефтью, то в 2004 году уже в 130 раз, а в 2007 году более чем в 1000 раз. Потоки капитала и соответственно цена на нефть определяются финансовыми факторами. При этом низкий уровень залога, которым обеспечивается фьючерсный нефтяной контракт, резко увеличивает потенциал спроса по сравнению с физическим рынком.

Таким образом, фундаментальные факторы перестают играть самостоятельную роль и существенны только с точки зрения изменения ожиданий инвесторов. Показательно, что рост нефтяных цен в последние годы шел на фоне роста складских запасов нефти в странах ОСЭР и, прежде всего, США. Так, в 2005–2008 гг. быстрый рост нефтяных цен происходил на фоне рекордно высоких значений складских запасов (670-710 млн. барр. по сравнению с 570 млн. барр. в 1990–2004 гг.). Однако во второй половине 2008 года связь начала восстанавливаться. При переходе мирового финансового кризиса в новую фазу осенью 2008 года произошел обвал цен на нефть, вызванный двумя причинами — продажами фьючерсных контрактов со стороны инвесторов, испытывающих нехватку ликвидности, а также ожиданиями сокращения спроса вследствие замедления темпов роста мировой экономики. При этом падение цен существенно опережало распространение кризиса в реальный сектор экономики и энергетику.

Source: Bloomberg, Commodity Futures Trading Commission.

Рис. 3 — Размер рынка нефтяных фьючерсов, 2000–2008 гг.


Взаимосвязь нефтяного рынка с финансовыми рынками

В силу характера фьючерсного нефтяного рынка резкие колебания нефтяных цен связаны, в первую очередь, с кризисом мировой финансовой системы в целом. Движение котировок нефтяных фьючерсов связано с динамикой американского фондового рынка и других биржевых площадок как альтернативного способа вложения средств. Цены на нефть тесно связаны с курсами валют, в первую очередь доллара, как номинальной валюты фьючерсных торгов, ставками рефинансирования, а также с показателями реальной экономики (темпами роста ВВП и инфляцией) в долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной перспективе (рис. 4).

Source: Bloomberg, Expert Data.

Рис. 4 — Цена нефти, соотношение евро/доллар и индекс S&P 500

Характер этого взаимодействия меняется во времени и в зависимости от соотношения нефтяных цен и состояния финансовой системы, при этом чередуются доминирующие факторы такого взаимодействия: фундаментальные, финансовые, геополитические (рис. 5). Изменение ведущих факторов и взаимосвязи показателей происходит, как правило, в ходе кризисов и вызывает перелом сложившихся тенденций. Поэтому в ближайшем будущем можно ожидать формирование нового соотношения факторов, определяющих динамику мирового нефтяного рынка, отличного от существовавшего в период ценового бума середины 2000-х гг.

Source: Expert Data.

Рис. 5 — Рыночная модель нефтяных цен

Это снижает точность большинства прогнозов, основанных на экстраполяции существующих тенденций, по схеме "издержки +" или экспертным путем, на основе качественного представления отдельных специалистов о финансовых и фундаментальных факторах цен на нефть. Эти прогнозы подтверждались в условиях сложившихся трендов цен, но не могли предсказать переломы трендов, обусловленные перестройкой рынка и сменой ключевых факторов его динамики, и в условиях текущего кризиса они систематически запаздывают.

Заключение

Только использование комбинированных моделей, сочетающих волновой характер динамики цен на среднесрочную перспективу с качественно различным влиянием на них фундаментальных (спрос — предложение) и финансовых факторов на определенных весьма продолжительных отрезках времени (3-5 лет), и поквартальную и помесячную самонастройку параметров нейронных моделей по текущей динамике цен, позволяет давать достоверные прогнозы. Волновая природа цен на нефть определяет неизбежность чередования взлетов и падений цены в прошлом и в будущем и означает низкую вероятность длинных эпох "дешевой" или "дорогой" нефти. Статистически значимые изменения влияния фундаментальных и финансовых факторов позволяют более полно оценить текущую волатильность нефтяного рынка.

 

ГУ ИЭС март 2009 г.

 

 

109028, г. Москва, Яузский бульвар 13, стр. 3, офис 10. Тел./факс: (495) 698-5234.
Е-mail: ies2@umail.ru, guies@guies.ru
© Институт энергетической стратегии (ГУ ИЭС)