Министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев поручил
профильному Департаменту Минприроды РФ "концептуально
проанализировать" в 2011 г. состояние закона "О
недрах", чтобы выявить его недостатки. "Нам
нужно не экстенсивное, а интенсивное комплексное рациональное
освоение природных ресурсов", - подчеркнул министр.
В целях повышения комплексности и рациональности использования
недр, сообщает пресс-служба министерства, выстроена система
подготовки и согласования технических проектов разработки
месторождений. По словам директора Департамента государственной
политики и регулирования в области недропользования Минприроды
Дениса Храмова, в этой связи необходимо ввести институт
платной экспертизы таких проектов и возможность изменения
границ лицензионных участков. Соответствующие поправки в
ФЗ "О недрах" подготовлены Минприроды и внесены
в Правительство РФ.
Платная экспертиза - это, конечно, очень революционное
решение. О других, бесплатных, но реально направленных на
совершенствование недропользования поправках нам пока не
сообщают. Видимо, специалисты министерства уже вполне концептуально
приступили к выявлению недостатков закона "О недрах"
и спешат справиться с этой процедурой, как им и поручено,
в текущем году.
Между тем, профессиональное горнопромышленное сообщество
давно с ней справилось и столь же давно сформулировало целый
ряд конструктивных предложений. К примеру, 18 марта 2010
года состоялось совместное заседание Комитета ТПП РФ по
энергетической стратегии и развитию ТЭК, Комитета РСПП по
энергетической политике, Высшего горного совета Некоммерческого
партнерства "Горнопромышленники России" и Совета
Союза нефтегазопромышленников России по вопросу "Дальнейшее
совершенствование правовой базы в недропользовании и системы
управления государственным фондом недр". Участники
заседания, отмечается в принятой резолюции, посчитали необходимым
кардинально изменить ситуацию в минерально-сырьевом комплексе,
при этом в первую очередь:
1. Внести изменения в ФЗ "О недрах", Налоговый,
Земельный и Лесной кодексы, направленные на устранение противоречий
в указанных законодательных актах, на создание прозрачных
процедур по выделению участков земли для работ по недропользованию,
упрощение документации договора аренды лесных участков для
проведения геологоразведочных работ.
2. Упростить процедуру и сократить сроки согласования документов
и принятия решения по предоставлению лицензий на разведку
и добычу по факту открытия месторождения в результате работ,
проведённых за счёт средств недропользователей. Предоставить
первооткрывателю месторождений право переуступки права недропользования
добывающим компаниям. Устранить барьеры для добросовестных
недропользователей при получении прав на пользование недрами,
а также при последующей реализации данных прав.
3. Восстановить двухуровневую систему управления и регулирования
недропользованием, воссоздать единые территориальные структуры
управления недрами в субъектах Федерации. (Уменьшение размеров
открываемых месторождений и увеличение числа таких объектов
остро ставит вопросы децентрализации системы регулирования
и управления.)
4. Создать систему экономических стимулов, ориентированную
на расширение роли внебюджетного финансирования воспроизводства
минерально-сырьевой базы за счёт недропользователей. Данная
система должна предусматривать не только налоговые каникулы
на период проведения геологоразведочных работ, но и возможность
вычета затрат на эти цели из налогооблагаемой базы недропользователей,
а также переход от налогообложения на основе валового дохода
к налогообложению на основе прибыли.
5. Придать официальный федеральный статус Государственной
комиссии по запасам (ГКЗ) и Центральной комиссии по ресурсам
(ЦКР) с полномочиями ведения балансов запасов и ресурсов,
а также согласования проектов разработки месторождений.
Для более полного учёта интересов государства перевести
работу ГКЗ и ЦКР, включая их экспертную деятельность, на
бюджетное финансирование. Особое внимание уделить качественному
составу этих комиссий, привлекая к работе авторитетных специалистов
и экспертов.
6. Восстановить конституционное положение о совместном ведении
лицензирования прав пользования недрами; разработать процедуры
эффективного согласования интересов федерального и регионального
уровней в решении данных вопросов. Делегировать на региональный
уровень права и полномочия по рассмотрению, оценке и согласованию
данных о запасах, ресурсах и решений в области разработки
месторождений полезных ископаемых (особенно в части отражения
специфических локальных условий).
7. Расширить применение конкурсных процедур предоставления
права пользования участками недр. Усилить публичность и
информированность общественности и заинтересованного профессионального
и бизнес-сообщества относительно условий предоставления
прав пользования недрами и хода их выполнения.
8. Сделать информацию о недрах общедоступной и бесплатной,
имея в виду, что сбор и хранение данной информации ранее
уже были оплачены налогоплательщиками.
9. Объявления о предстоящих конкурсах и аукционах по участкам
недр должны содержать сведения об ограничениях и иных обременениях,
ухудшающих в дальнейшем положение недропользователя.
10. Для привлечения иностранных инвестиций снять как противоречащие
решению данной задачи ограничения на размер месторождений
при получении лицензий (кроме условия регистрации компании
в России).
11. Принять ряд поправок в ФЗ "О недрах", касающиеся
совершенствования норм пользования лицензионными участками
недр (Приложения №1, №2). [Не будем утомлять читателей объемистым
текстом приложений - Ред.]
12. Дополнить Порядок использования лесов для выполнения
работ по геологическому изучению недр с целью разработки
месторождений полезных ископаемых (Приложение №3). Расширить
качественные характеристики нефти для месторождений, в отношении
которых может применяться нулевая ставка вывозной таможенной
пошлины на нефть.
А еще при совершенствовании ФЗ "О недрах" чиновникам
Минприроды стоило бы опереться на опыт Татарстана, где,
в частности, малые нефтяные компании обеспечивают до 20%
республиканской нефтедобычи. От 50 до 100 млн тонн нефти
в России можно дополнительно добыть благодаря малому бизнесу,
считает председатель Совета Союза нефтегазопромышленников
Юрий Шафраник.
При этом, подчеркивает он, "кроме пополнения валютных
запасов страны решается социально-политическая задача -
создание среднего класса".
Наконец, нельзя не сказать, что, по мнению профессиональных
горнопромышленников, серьёзная переработка правовой базы
пользования недрами должна быть ориентирована на создание
и принятие в ближайшей перспективе Горного кодекса. Так
что с "выявлением недостатков" стоит поторопиться.
|