Главная
Об институте
Направления
 исследований
Проекты
Научные
 семинары
Статистика
 и аналитика
Издания
Партнеры
Пресс-центр
Карьера у нас

ЭС-2020

ЭС-2030

 
Старая версия сайта

Поиск  На главную  Карта сайта  Контакты

    Новости энергетики - Закон "О недрах": выявляем недостатки

Министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев поручил профильному Департаменту Минприроды РФ "концептуально проанализировать" в 2011 г. состояние закона "О недрах", чтобы выявить его недостатки. "Нам нужно не экстенсивное, а интенсивное комплексное рациональное освоение природных ресурсов", - подчеркнул министр.

В целях повышения комплексности и рациональности использования недр, сообщает пресс-служба министерства, выстроена система подготовки и согласования технических проектов разработки месторождений. По словам директора Департамента государственной политики и регулирования в области недропользования Минприроды Дениса Храмова, в этой связи необходимо ввести институт платной экспертизы таких проектов и возможность изменения границ лицензионных участков. Соответствующие поправки в ФЗ "О недрах" подготовлены Минприроды и внесены в Правительство РФ.

Платная экспертиза - это, конечно, очень революционное решение. О других, бесплатных, но реально направленных на совершенствование недропользования поправках нам пока не сообщают. Видимо, специалисты министерства уже вполне концептуально приступили к выявлению недостатков закона "О недрах" и спешат справиться с этой процедурой, как им и поручено, в текущем году.

Между тем, профессиональное горнопромышленное сообщество давно с ней справилось и столь же давно сформулировало целый ряд конструктивных предложений. К примеру, 18 марта 2010 года состоялось совместное заседание Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК, Комитета РСПП по энергетической политике, Высшего горного совета Некоммерческого партнерства "Горнопромышленники России" и Совета Союза нефтегазопромышленников России по вопросу "Дальнейшее совершенствование правовой базы в недропользовании и системы управления государственным фондом недр". Участники заседания, отмечается в принятой резолюции, посчитали необходимым кардинально изменить ситуацию в минерально-сырьевом комплексе, при этом в первую очередь:

1. Внести изменения в ФЗ "О недрах", Налоговый, Земельный и Лесной кодексы, направленные на устранение противоречий в указанных законодательных актах, на создание прозрачных процедур по выделению участков земли для работ по недропользованию, упрощение документации договора аренды лесных участков для проведения геологоразведочных работ.
2. Упростить процедуру и сократить сроки согласования документов и принятия решения по предоставлению лицензий на разведку и добычу по факту открытия месторождения в результате работ, проведённых за счёт средств недропользователей. Предоставить первооткрывателю месторождений право переуступки права недропользования добывающим компаниям. Устранить барьеры для добросовестных недропользователей при получении прав на пользование недрами, а также при последующей реализации данных прав.
3. Восстановить двухуровневую систему управления и регулирования недропользованием, воссоздать единые территориальные структуры управления недрами в субъектах Федерации. (Уменьшение размеров открываемых месторождений и увеличение числа таких объектов остро ставит вопросы децентрализации системы регулирования и управления.)
4. Создать систему экономических стимулов, ориентированную на расширение роли внебюджетного финансирования воспроизводства минерально-сырьевой базы за счёт недропользователей. Данная система должна предусматривать не только налоговые каникулы на период проведения геологоразведочных работ, но и возможность вычета затрат на эти цели из налогооблагаемой базы недропользователей, а также переход от налогообложения на основе валового дохода к налогообложению на основе прибыли.
5. Придать официальный федеральный статус Государственной комиссии по запасам (ГКЗ) и Центральной комиссии по ресурсам (ЦКР) с полномочиями ведения балансов запасов и ресурсов, а также согласования проектов разработки месторождений. Для более полного учёта интересов государства перевести работу ГКЗ и ЦКР, включая их экспертную деятельность, на бюджетное финансирование. Особое внимание уделить качественному составу этих комиссий, привлекая к работе авторитетных специалистов и экспертов.
6. Восстановить конституционное положение о совместном ведении лицензирования прав пользования недрами; разработать процедуры эффективного согласования интересов федерального и регионального уровней в решении данных вопросов. Делегировать на региональный уровень права и полномочия по рассмотрению, оценке и согласованию данных о запасах, ресурсах и решений в области разработки месторождений полезных ископаемых (особенно в части отражения специфических локальных условий).
7. Расширить применение конкурсных процедур предоставления права пользования участками недр. Усилить публичность и информированность общественности и заинтересованного профессионального и бизнес-сообщества относительно условий предоставления прав пользования недрами и хода их выполнения.
8. Сделать информацию о недрах общедоступной и бесплатной, имея в виду, что сбор и хранение данной информации ранее уже были оплачены налогоплательщиками.
9. Объявления о предстоящих конкурсах и аукционах по участкам недр должны содержать сведения об ограничениях и иных обременениях, ухудшающих в дальнейшем положение недропользователя.
10. Для привлечения иностранных инвестиций снять как противоречащие решению данной задачи ограничения на размер месторождений при получении лицензий (кроме условия регистрации компании в России).
11. Принять ряд поправок в ФЗ "О недрах", касающиеся совершенствования норм пользования лицензионными участками недр (Приложения №1, №2). [Не будем утомлять читателей объемистым текстом приложений - Ред.]
12. Дополнить Порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр с целью разработки месторождений полезных ископаемых (Приложение №3). Расширить качественные характеристики нефти для месторождений, в отношении которых может применяться нулевая ставка вывозной таможенной пошлины на нефть.

А еще при совершенствовании ФЗ "О недрах" чиновникам Минприроды стоило бы опереться на опыт Татарстана, где, в частности, малые нефтяные компании обеспечивают до 20% республиканской нефтедобычи. От 50 до 100 млн тонн нефти в России можно дополнительно добыть благодаря малому бизнесу, считает председатель Совета Союза нефтегазопромышленников Юрий Шафраник. При этом, подчеркивает он, "кроме пополнения валютных запасов страны решается социально-политическая задача - создание среднего класса".

Наконец, нельзя не сказать, что, по мнению профессиональных горнопромышленников, серьёзная переработка правовой базы пользования недрами должна быть ориентирована на создание и принятие в ближайшей перспективе Горного кодекса. Так что с "выявлением недостатков" стоит поторопиться.

 

109028, г. Москва, Яузский бульвар 13, стр. 3, офис 10. Тел./факс: (495) 698-5234.
Е-mail: ies2@umail.ru, guies@guies.ru
© Институт энергетической стратегии (ГУ ИЭС)