Институт энергетической стратегии
Главная
Об институте
Направления
 исследований
Продукты и услуги
Научные
 семинары
Статистика
 и аналитика
Издания
Партнеры
Пресс-центр
Карьера у нас

ЭС-2020

ЭС-2030

 
Старая версия сайта

Поиск  На главную  Карта сайта  Контакты

    Новости энергетики - Нефтесервис: заказчик всегда прав?

5.07.2013 г.

3 июля в Госдуме РФ состоялось заседание Консультативного совета по взаимодействию предприятий нефтегазового комплекса со смежными отраслями промышленности. Обсуждалась ситуации на российском рынке нефтесервисных услуг и профильного оборудования. Мероприятие можно считать прямым продолжением совещания под председательством министра энергетики РФ Александра Новака и главы Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрия Шафраника, состоявшегося 7 июня в Государственном геологическом музее им. В.И. Вернадского.

Участники заседания тоже отмечали, что объем рынка отечественного нефтесервиса сегодня составляет более $25 млрд. При этом российские компании находятся в условиях жесткой конкуренции с западной "большой четверкой": Schlumberger, BakerHughes, Weserford, Halliburton. Добывающие компании стали заказывать оборудование у китайцев из-за его выгодной цены и качества. Объем же производства бурового оборудования отечественных лидеров рынка снижается. Так, на заводах "Уралмаш НГО Холдинга" в 2012 году было произведено всего 30 буровых установок вместо 350, которые делали предприятия этой группы в 1990 году. Вдобавок отечественное оборудование сильно устарело: его износ составляет от 70%.

Однако производить обновление оборудования самим накладно: кредиты дороги, заказчик не готов вкладываться в инвестиционную составляющую модернизации, платежи задерживаются, а слишком краткий срок контрактов (всего год), не позволяет осуществлять долгосрочное планирование деятельности. Предлагалось заключать долгосрочные договора с заказчиками: от 3-5 лет, уменьшить максимальные штрафные санкции для подрядчиков, включить в контракты инвестиционную составляющую, ввести господдержку отечественного производителя, в том числе выдачу дешевых кредитов под производство профильного оборудования (до 5%). Кроме того, разработать госпрограмму по утилизации устаревшего бурового оборудования.

Отмечалось, что пока налицо явная несогласованность между заказчиками и подрядчиками: компании, научное сообщество и другие заинтересованные стороны предлагают порой не совсем то, что нужно рынку. Валерий Артеменко, замначальника управления по добыче газа и газового конденсата Газпрома сказал, что компания готова работать с отечественными производителями бурового оборудования, но при условии, что оно будет не хуже по качеству и не дороже по цене, чем западное. По его словам, Газпром не готов авансировать перевооружение технического парка своих подрядчиков без гарантий того, что они и далее будут производить работы для компании. При этом компания активно инвестирует в собственные сервисные структуры, а с другими готова работать на рыночных условиях… Что тут скажешь: у монополиста всегда есть выбор.

Представители как заказчиков, так и подрядчиков, а также чиновники и экспертное сообщество были солидарны в том, что господдержка нефтесервиса необходима, но полного консенсуса в том, какой она должна быть, достичь не удалось. Большинство выступающих были солидарны в том, что необходимо создавать в российских профильных вузах условия для подготовки высококвалифицированных отраслевых кадров для. В остальных вопросах потребности рынка, особенно со стороны подрядчиков, выглядят более масштабными, чем возможности государства их осуществить. Подрядчики приводили в пример власти Китая и Норвегии, которые поддерживают отечественных производителей оборудования и услуг в области нефтегазового рынка, способствуют выдаче дешевых кредитов и вводят процент ограничения импорта в этой области, в том числе меры таможенного регулирования.

Заказчики говорили, что готовы поддерживать отечественного производителя при условии, что он предоставит оборудование и качество услуг по уровню и цене не хуже западных, и при этом сам вложится в модернизацию своего оборудования. Добывающие компании готовы финансировать только свои сервисные структуры. Подрядчики же пеняли на высокую конкуренцию с крупными западными сервисными компаниями и ценовой демпинг со стороны заказчиков.

Аналогичное расхождение обнаружилось и в вопросе ограничения минимального срока контрактов. Подрядчики хотели бы долгосрочных контрактов на 3-5 лет, а заказчики пока заключают договоры максимум на год. Правда, на словах они готовы перейти на 2-3-летние соглашения.

По итогам обсуждения принята резолюция, с которой согласны далеко не все участники совещания. По-видимому, документ подлежит доработке, но некоторые его составляющие будут учтены в последующей законодательной практике.

Резолюция совещания
Участники совещания считают, что для кардинального улучшения положения в российском нефтегазовом сервисе необходимо принять ряд мер, в том числе:

  • Минэнерго России сформировать систему координации деятельности нефтесервисных компаний и поставщиков нефтегазового оборудования.
  • Создать открытую базу данных с подробной и обновляемой информацией о нефтесервисных компаниях.
  • Установить специальную, сниженную до 5 % годовых процентную ставку по кредитам, направляемым на техническое перевооружение нефтесервисных компаний.
  • ФАС России обеспечить исключение из тендерных условий и договоров на поставку продукции требований со стороны заказчика об отсрочке платежей за поставленную продукцию или выполненные услуги на срок более 30 дней (сегодня сроки платежей со стороны заказчика составляют до 90 дней).
  • ФАС России принять предупредительные меры по недопущению требований заказчика о снижении договорной цены в процессе исполнения договора, если таковое снижение не обусловлено изменением других существенных условий договоров.
  • Внести изменения в действующий Федеральный закон о госзакупках с целью смещения приоритетов в сторону долгосрочных, 3-5-летних договоров, создания и развития конкурентной среды поставщиков одного и того же вида услуг или товаров, если таковые потребляются на регулярной основе, создания преференций для малых сервисных компаний производственного и инновационного профиля (сегодня отрасль в основном работает по годовым контрактам).
  • ФТС России обеспечить публикацию информации о ввозе в страну техники для нефтегазового комплекса.
  • Ростехнадзору провести инвентаризацию основного технологического оборудования, используемого в нефтегазовой отрасли на опасных производственных объектах. Полученные данные опубликовать.
  • Ростехнадзору подготовить информацию о возрастной структуре парков буровых установок и установок, отработавших установленный срок.
  • Минпромторгу России разработать и внести на утверждение Правительству РФ программу утилизации на льготных условиях нефтегазового оборудования со сроком эксплуатации 20 лет и выше.
  • Минэнерго России обеспечить подготовку и публикацию раз в полгода прогнозных оценок развития нефтегазового комплекса на предстоящие три года.

 

 

109028, г. Москва, Яузский бульвар 13, стр. 3, офис 10. Тел./факс: (495) 698-5234.
Е-mail: ies2@umail.ru, guies@guies.ru
© Институт энергетической стратегии (ГУ ИЭС)