Главная
Об институте
Направления
 исследований
Проекты
Научные
 семинары
Статистика
 и аналитика
Издания
Партнеры
Пресс-центр
Статьи
Комментарии
Пресса о нас
Карьера у нас

ЭС-2020

ЭС-2030

 
Старая версия сайта

Поиск  На главную  Карта сайта  Контакты

    Комментарии - Газпром все глубже засовывает руку в государственный карман

А.М. Белогорьев — руководитель экспертно-аналитического управления по топливно-энергетическому комплексу
(RusBusinessNews, 10.03.2010 г.)

В марте 2010 года правительство России рассмотрит комплексный план развития углеводородных месторождений полуострова Ямал, подготовленный администрацией региона и ОАО "Газпром". Газовый монополист настаивает на предоставлении налоговых льгот, без которых освоение растянется на долгие годы. Эксперты не видят в этом необходимости, предлагая пересмотреть инвестиционную программу. Непрозрачность Газпрома вынудила усомниться в эффективности главной компании страны и обозревателя "РусБизнесНьюс". 

Программа освоения месторождений полуострова Ямал и прилегающих акваторий до 2035 года, которую необходимо утвердить в первом квартале текущего года, оставляет пока больше вопросов, чем ответов. В администрации Ямало-Ненецкого автономного округа ее предпочли не комментировать - возможно, потому, что с ней едва знакомы. Представители Газпрома ограничиваются общими цифрами: к 2035 году объем инвестиций составит около 180 миллиардов долларов, а добыча газа - 350 миллиардов кубометров в год. 

 В первую очередь осваиваться будет наиболее крупное Бованенковское месторождение с запасами газа 4,9 триллиона кубометров. На его обустройство Газпром планирует потратить около 12 миллиардов долларов и еще около 90 миллиардов долларов - на строительство новой транспортной системы Бованенково-Ухта (5-6 ниток протяженностью около 1100 километров) и далее на Починки. Принимая в 2006 году решение об инвестировании Бованенковского месторождения, Газпром заложил в проект внутреннюю норму доходности 13,5%. В начале 2010 года представители компании вдруг заговорили об угрозе ее снижения до 7,5%, что и заставило монополиста просить о государственной поддержке. 

В Газпроме о сути своих предложений государству говорят весьма расплывчато: заместитель начальника управления прогноза комплексного развития мощностей холдинга Василий Савченко подчеркивает лишь, что речь идет о комплексе налоговых и таможенных мер, призванных ускорить освоение полуострова Ямал. По его словам, без господдержки Газпром может ограничиться освоением лишь одного Бованенковского месторождения, так как разработка Харасавэйского, Крузенштернского и Южно-Тамбейского месторождений с запасами 3,3 триллиона кубометров газа будет "затруднена".

Руководитель экспертно-аналитического управления по топливно-энергетическому комплексу Института энергетической стратегии Алексей Белогорьев логику монополиста не понимает. Ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в размере 147 рублей за 1000 кубометров не меняется уже пятый год - с учетом инфляции она даже снизилась, выручка компании с 60 миллиардов долларов (2006 год) увеличилась до 100 миллиардов в неблагоприятном 2009 году, и в 2010 году она еще подрастет до 116-118 миллиардов долларов. Чистая прибыль Газпрома также существенно выросла, а технологические условия разработки месторождений особо не изменились. Поэтому требования Газпрома об обнулении ставки НДПИ никак не связаны с внутренней экономикой проекта.

"Реальная причина, - полагает А.Белогорьев, - заключается в неподъемной инвестиционной нагрузке, которую под давлением государства Газпром был вынужден на себя взвалить: помимо Ямала, это освоение месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, Штокмановского месторождения, строительство новых экспортных газопроводов в Европу, Китай и пр. Неся на себе столь значительные инвестиционные обязательства, Газпром старается хотя бы частично разделить их с государством как инициатором многих из указанных проектов. Именно эта позиция и нашла, по всей видимости, свое отражение в предложениях компании по Ямалу".

Генеральный директор консалтинговой компании East European Gas Analysis Михаил Корчемкин также не видит оснований для предоставления налоговых льгот Газпрому. По его словам, можно сэкономить десятки миллиардов долларов, отказавшись от строительства газопровода Бованенково-Ухта. Ямальский газ, полагает эксперт, следует направлять в Ямбург, построив до него короткую перемычку.

Василий Савченко сообщил "РусБизнесНьюс", что первоначально именно сюда и планировали транспортировать газ с Бованенковского месторождения, но потом по просьбе администрации ЯНАО маршрут пришлось изменить. Власти округа заявили, что трасса на Ямбург нарушит водотоки, создав серьезные экологические и экономические проблемы коренному населению полуострова. Кроме того, поставки углеводородов с Бованенково в Ямбург вызовут недовольство независимых производителей газа, чьей продукции больше не найдется места в трубе.

Аргументы представителя монополии оспаривает Михаил Корчемкин. Он считает, что к моменту ввода Бованенковского месторождения (2012 год) места в трубах будет предостаточно из-за падения добычи в регионе Надым-Ямбург-Уренгой. Свободные транспортные мощности есть уже сегодня, поскольку объемы продаж и добычи газа значительно ниже, чем в 2007 году. Решение о строительстве нового транспортного коридора до Ухты эксперт объясняет желанием посредников и подрядчиков российской газовой монополии прикоснуться к серьезным денежным потокам.

Алексей Белогорьев предлагает не уповать на высвобождение транспортных мощностей в Надым-Пур-Тазовском регионе за счет падения добычи на традиционных месторождениях. Расчеты, проведенные в 2004 году ООО "ВНИПИгазодобыча", показали, что действующая система газопроводов будет способна принимать в 2010-е с полуострова Ямал только 90 миллиардов кубометров в год. Этого вполне достаточно для начальной стадии разработки Бованенковского месторождения, но впоследствии могут возникнуть серьезные проблемы: общий объем добычи на Ямале планируется по одним расчетам 250 миллиардов кубических метров, по другим - 350 миллиардов. Поэтому и возникла идея проложить новый маршрут до Ухты мощностью 140 миллиардов кубометров в год. 

Не следует забывать, полагает эксперт, и о существенном износе основных фондов Единой системы газоснабжения (ЕСГ), который превышает сегодня 56%. Четверть магистральных газопроводов в России уже превысили проектный срок эксплуатации (33 года). Одним из главных следствий этого становится снижение технически возможной производительности ЕСГ. Причем основное снижение отмечается именно на выходе из Надым-Пур-Тазовского региона, откуда возможно прокачать уже не более 550 миллиардов кубометров в год. Эксперт убежден, что если не обновлять газотранспортную инфраструктуру, то это приведет к пробуксовке ямальского проекта. При этом инвестиции, необходимые на модернизацию газотранспортной инфраструктуры, сопоставимы по своим объемам со стоимостью нового маршрута Бованенково-Ухта.

Газпром, однако, умудрился дискредитировать и эти вполне разумные доводы. Экспертов настораживает чрезмерная стоимость строительства газопровода. Даже если принять во внимание общую протяженность линейной части магистральных газопроводов в 12-15 тысяч километров, то стоимость одного километра составит 6 миллионов долларов. Таких затрат Газпром не планирует даже при строительстве газопровода Джубга-Лазаревское-Сочи, который почти полностью проходит по дну моря. По словам главы компании Алексея Миллера, стоимость одного километра не превысит 2,7 миллиона долларов. Эксперты считают, что и это безумно дорого: по данным Михаила Корчемкина, прокладка километра трубы по дну моря обошлась владельцам Langeled в 1,6 миллиона долларов, а Транс-Адриатического газопровода - в 2,2 миллиона. Причем условия строительства и диметр трубы у этих проектов говорят не в пользу Газпрома.

Расчеты Газпрома вызывают недоверие еще и потому, что ООО "ПитерГазИнжиниринг" оценило в 2008 году один километр сочинского газопровода в 0,9 миллиона долларов. Газопровод Бованеково-Ухта не может стоить дороже, хотя бы потому, что большая его часть пролегает по суше. Эксперты грубо подсчитали, что освоение месторождения газа в Западной Сибири с уровнем добычи 10 миллиардов кубометров в год обходится в 0,5-1 миллиардов долларов, а строительство одного километра линейной части магистрального газопровода (с учетом расходов на строительство компрессорных станций) обходится примерно в 1 миллион долларов.

Освоение полуострова Ямал осложнено его специфическим рельефом. По словам главного специалиста ФГУП "Всероссийский нефтяной научно-исследовательский геологоразведочный институт" Веры Якуцени, Бованенковское месторождение со временем станет морским, поскольку поверхность опускается. Однако геологические условия добычи газа там практически такие же, как в Ямбурге, как, впрочем, и качество газа. Поэтому удорожание проекта с учетом сложности освоения может составить около 20%. Эксперты оценивают себестоимость газа Бованенковского месторождения в широком диапазоне: от 20 до 70 долларов за 1000 кубометров. Газпром своих данных по себестоимости добычи газа не раскрывает. Василий Савченко лишь говорит, что газ Ямала будет существенно - раза в полтора - дороже, чем в Надым-Пур-Тазовском регионе. 

Эксперты ЗАО "ЭРТА-консалт" еще в начале 2000-х предрекали, что в связи с увеличением затрат на добычу Газпром не сможет за счет собственных ресурсов финансировать освоение новых месторождений. Привлечение инвесторов консультанты увязывали с повышением прозрачности проектов и исключением неэффективных затрат газового монополиста.

Газпром, однако, пошел другим путем, решив переложить свои непрозрачные расходы на все население России. В ЯНАО промышленные предприятия в этом году будут платить за газ дороже на 50%, в Свердловской области - на 42%, в Курганской области - на 38%. С учетом подорожания топлива для населения средние цены в России за год выросли на 46%. С апреля население будет платить за газ еще на 15% больше.

 

109028, г. Москва, Яузский бульвар 13, стр. 3, офис 10. Тел./факс: (495) 698-5234.
Е-mail: ies2@umail.ru, guies@guies.ru
© Институт энергетической стратегии (ГУ ИЭС)