Институт энергетической стратегии
Главная
Об институте
Направления
 исследований
Проекты
Научные
 семинары
Статистика
 и аналитика
Издания
Партнеры
Пресс-центр
Статьи
Комментарии
Пресса о нас
Карьера у нас

ЭС-2020

ЭС-2030

 
Старая версия сайта

Поиск  На главную  Карта сайта  Контакты

    Комментарии - Как модернизировать НГК - основу для инноваций

Ю.К. Шафраник — Председатель Совета директоров Института энергетической стратегии
(портал "Нефть России", 20.09.2011 г.)

"Будущее российского рынка нефтегазового оборудования и услуг: инновационный путь развития или дорога в никуда?" - этой теме был посвящен Круглый стол экспертов, проведенный 20 сентября в Москве. Союз нефтегазопромышленников России (СНГП), Торгово-промышленная палата РФ совместно с журналом "Нефтегазовая вертикаль" поддержали инициативу международной компании Shell и собрали в гостинице "Ритц Карлтон" представителей органов федеральной и региональной власти, нефтяных, нефтесервисных и машиностроительных компаний и отраслевых объединений.

На снимке (слева направо): Г. Брекельманс, П. Массай, Ю. Шафраник

Открывая дискуссию, председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник заявил, что отечественный нефтегазовый комплекс (НГК) является главной базой для инновационного развития России и модернизационного перевооружения её промышленности. НГК - от разведки, добычи, транспортировки, переработки углеводородов и до сбыта готовой продукции - является крупнейшим заказчиком и потребителем широчайшего спектра услуг, оборудования, технологий. Это и средства связи, и строительство производственных объектов, и геофизика, и бурение, и ремонт и т.д. В качестве цели мероприятия Юрий Шафраник объявил предметное обсуждение накопившихся в нефтегазовом сервисе проблем и определение механизмов оживления, перевооружения и инновационного развития отраслей российской экономики, смежных с НГК.

При, в целом, положительных результатах за последние 10 лет (рост в 2 раза добычи и экспорта нефти) в отрасли накопился целый комплекс проблем. Причем таких, которые должны решаться на уровне правительства и законодательной власти, отраслей нефтегазовой промышленности, машиностроения и отдельных компаний. В качестве наиболее острых председатель Совета СНГП назвал состояние и результаты геологоразведки, запаздывание ввода в эксплуатацию месторождений для трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) и настоятельную необходимость перевооружения нефтесервисных компаний.

Выступивший затем Гарри Брекельманс (Harry Brekelmans), исполнительный вице-президент Shell по России и Каспийскому региону, подчеркнул, что топливно-энергетический комплекс есть и долго будет становым хребтом российской экономики и основным источником доходов государственного бюджета. От имени Shell Г. Брекельманс выразил категорическую готовность компании увеличить капиталовложения в России с целью создания 10-15 тысяч новых рабочих мест в нефтесервисном секторе. По мнению руководителя нидерландско-британской компании, в России сохранился огромный потенциал развития нефтесервисного сектора, однако пока между потенциалом и реальностью огромная пропасть. Преодолеть ее можно только совместными усилиями правительства и отрасли, действуя единой командой. В качестве примеров успешной работы Shell c российскими нефтесервисными компаниями Г. Бринкельманс привел опыт взаимодействия с Сибирской Сервисной компанией и Буринтех.

С точки зрения вице-президента Shell по организации подрядных работ и материально-техническому обеспечению Пола Массая (Paul Massai), сумма в 500 млн долларов год, которую компания сейчас тратит на подряды российских компаний, может быть уже в ближайшее время удвоена. Если сегодня в списке поставщиков Shell 10-15 российских компаний, то в 2012 г. концерн рассчитывает расширить этот список до 50 российских поставщиков. Причем политикой Shell является использование оборудования и услуг российских поставщиков и в других странах (сейчас компания добывает нефть и газ в 90 странах мира), а также содействие экспорту оборудования и услуг её российских поставщиков. С этой целью компания в 2007 г. открыла специальный офис в России.

Заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности Валерий Драганов, отметив безрезультатную работу парламентариев с проектом Закона о промышленной политике, призвал представителей бизнеса стать "локомотивом" разработки и продвижения в законодательство мер по введению современных отраслевых стандартов и стимулированию инноваций в нефтесервисе и производстве материалов и оборудования для отрасли. "Бизнес должен быть более энергичен", - подчеркнул депутат Госдумы. В то же время печальный опыт разработки законопроекта о промышленной политике привел В. Драганова к мысли, что в парламенте нового созыва главные усилия надо сосредоточить на "развитии институционального законодательства". По его мнению, только создание системы институтов формирования и реализации интересов бизнеса может обеспечить модернизацию отечественной промышленности.

Тема совершенствования федерального законодательства в той или иной мере затрагивалась практически всеми участниками Круглого стола: от представителей Shell, деликатно подчеркнувших необходимость соблюдения всеми единых "правил игры", до прямой жалобы бывшего председателя Госстандарта СССР Геннадия Воронина на отсутствие государственной политики стандартизации. Юрий Шафраник рекомендовал вернуть в законодательство правило "двух ключей". Но вернуть на принципиально новой основе, учтя прежний опыт, чтобы реально стимулировать развитие малого и среднего предпринимательства в НГК. Важность роли регионов в освоении малых месторождений подчеркнул в своем выступлении вице-губернатор Тюменской области Владимир Мазур.

В ходе обсуждения был очерчен круг основных проблем и принято решение разработать и направить в правительство специальное письмо с конкретными предложениями по развитию нефтесервиса и машиностроения для НГК.

Подводя итоги дискуссии, председатель Совета СНГП Юрий Шафраник выделил следующие направления совместных усилий бизнеса и государственной власти:

  1. Стремиться в 2 раза повысить эффективность деятельности основных компаний по добыче нефти и газа и консолидировать усилия добывающих, нефтесервисных и машиностроительных компаний в модернизации оборудования.
  2. Выделять, специализировать и укреплять сервисные направления нефтегазового комплекса (пример: БКЕ, Евразия, ССК).
  3. Активно проводить защиту Программы развития основных компаний НГК - лидеров отраслей (Министерство энергетики призвано обеспечить ясность по всем позициям в периоде 3-5 лет и открытость, прозрачность, необходимые для потенциальных подрядчиков).
  4. Поддерживать тесные взаимоотношения в связке Заказчик - Подрядчик с перспективой перехода от Контракта к Программе на 3-5 лет и взаимными обязательствами по достижению необходимых договорных параметров (пример: ССК, РН, Новая буровая).
  5. Жестко закрепить и четко реализовывать принцип: Российским предприятиям не менее 70% сервисного обслуживания, а по шельфу - не менее 50%.
  6. Добиваться открытой конкуренции, состязательности (пример: действия в Нефтеюганске Шлюмберже, БКЕ, ССК, РН-бурение).
  7. Внести в законодательство меры финансовой и налоговой поддержки сервисных и машиностроительных предприятий.
  8. Обеспечить выход российского сервисного сектора на зарубежные рынки.

 

109028, г. Москва, Яузский бульвар 13, стр. 3, офис 10. Тел./факс: (495) 698-5234.
Е-mail: ies2@umail.ru, guies@guies.ru
© Институт энергетической стратегии (ГУ ИЭС)