Ю.К. Шафраник — Председатель Совета директоров Института
энергетической стратегии
(Нефть России, 28.01.2014 г.)
В основных
положениях обновленного проекта Энергостратегии РФ до 2035
г. говорится, что для развития внутреннего энергетического
рынка необходимо завершить отделение в Газпроме естественно-монопольных
видов деятельности от конкурентных. По сути, речь идет о
разделении концерна на добывающую и транспортную компании.
Эта идея впервые появилась в правительстве РФ в конце 90-х
годов. Но возможность ее реализации возникает благодаря
трудностям,с которыми концерн столкнулся на европейском
рынке из-за норм Третьего энергопакета, а также из-за игнорирования"сланцевой
революции" в США.
В апреле 2013 г. идею разделения Газпрома активно продвигали
глава Роснефти Игорь Сечин и член совета директоров НОВАТЭКа
Геннадий Тимченко, критиковавшие концерн за непрозрачное
тарифообразование в области прокачки топлива. А в конце
октября 2013 г. на заседании правительства под председательством
Дмитрия Медведева был одобрен законопроект, отменяющий монополию
Газпрома на экспорт сжиженного природного газа.
Возможно, хоть что-то полезное произойдет, хотя для развития
внутреннего энергетического рынка этого ничтожно мало. Федеральная
антимонопольная служба России давно ратует за расширение
доступа независимых производителей к газотранспортной системе
монополиста. "Знаете, как в Западной Сибири горят факелы?
Мы летим с вами на самолете и видим эти факелы. Почему этот
газ нельзя сдать в газпромовскую трубу, которая находится
всего за 10 км? Потому что Газпром не хочет", - комментирует
ситуацию глава ФАС Игорь Артемьев в интервью телеканалу
"Россия 24". Он объясняет это тем, что консорциум
хочет покупать газ у нефтяных компаний, не имеющих возможности
транспортировки, в 20 раз дешевле, чем продает сам. "Вся
труба создавалась, вообще говоря, не Газпромом, а поколением
инженеров российских, как и весь Газпром- всем народом российским
и советским, - возмущается глава ведомства. - Получается,
что сегодня ОАО командует этой трубой, а те же нефтяники
не могут туда подать свой газ, получить за это реальные
рыночные деньги".
Да, с рыночностью, как и экономическим ростом в целом,
у нас ничего не получается уже больше 20 лет. По мнению
бывшего председателя Правительства РФ и президента Торгово-промышленной
палаты Евгения Примакова, важным ограничителем роста экономики
являются не "монетарные факторы", а "олигархический
монополизм" и, соответственно, рост тарифов.
"Формирование олигопольной структуры нефтегазового
сектора привело к тому, от чего мы, собственно, начали движение
двадцать с лишним лет назад, - к негибкой и невосприимчивой
к инновационным процессам организационной структуре, - говоритпредседатель
Совета Союза нефтегазопромышленников России (СНГП) Юрий
Шафраник, - Каждая крупная компания становится территориально-производственным
конгломератом, всецело определяет состояние экономики и
социальной сферы определенной территории и, что еще хуже,
диктует ситуацию на рынке сервисных и специализированных
услуг, тем самым существенно влияя на научно-технический
уровень в отрасли".
Монополизм в минерально-сырьевом комплексе создает серьезные
преграды для повышения эффективности производства, снижения
издержек, внедрения новых технологий и организационных решений.
"Какие стимулы для инноваций могут быть у крупной компании-монополиста,
если у нее нет реальных конкурентов в борьбе за источники
сырья, если она может диктовать цены на рынке? Ответ может
быть одним - никаких!", - убежден глава СНГП.
"Даже конкуренция на мировых рынках не может
побудить наши крупные компании к инновационному развитию
и сокращению издержек, - констатирует Юрий Шафраник. - А
зачем беспокоиться, если в условиях более-менее благоприятной
конъюнктуры компании получают вполне приемлемую прибыль.
Словом, монополизм явно и однозначно ведет к неэффективному
использованию имеющегося сырьевого потенциала, на котором
до сих пор держится вся экономика страны".
|