Главная
Об институте
Направления
 исследований
Проекты
Научные
 семинары
Статистика
 и аналитика
Издания
Партнеры
Пресс-центр
Статьи
Комментарии
Пресса о нас
Карьера у нас

ЭС-2020

ЭС-2030

 
Старая версия сайта

Поиск  На главную  Карта сайта  Контакты

    Комментарии - Правительство РФ одобрило проект ЭС-2030

А.И. Громов — заместитель Генерального директора по науке
27.08.2009 г.

Правительство Российской Федерации 27 августа 2009 г. одобрило проект Энергетической стратегии России на период до 2030 года (далее — ЭС-2030). Это решение Правительства имеет огромное значение, как для будущего российского энергетического сектора, так и для перспектив стратегического планирования в России.

Решимость Правительства одобрить основополагающий стратегический документ развития ключевого для российской экономики сектора в условиях кризиса и высокой неопределенности внешнеэкономических условий показывает, что в стране меняется не только отношение, но и сам подход к стратегическому планированию.

Во-первых, формируется понимание того, что Стратегия и прогноз — это не одно и то же. Фактически, стратегия задает курс долгосрочного развития энергетического сектора, независимый от широкого поля прогнозов долгосрочного изменения внешних и внутренних условий. Стратегия исходит не из адаптации российского энергетического сектора к внешним условиям, а из целевой модели его перспективного развития, опирающейся на устойчивую (инвариантную) систему поэтапных целевых индикаторов его развития.

Во-вторых, опыт реализации предыдущей Энергетической стратегии (ЭС-2020) показал, что при кратном изменении важнейших внешних параметров развития российского энергетического сектора (за годы реализации ЭС-2020 (2003-2008) мировая цена на нефть возросла с 27 до 94 долл. США за баррель, что более чем в 4 раза отличалось от прогнозных показателей, заложенных в Стратегию), параметры развития собственно энергетического сектора изменились лишь на 5-7%.

Более того, кризис 2008-2009 гг. вернул большинство параметров развития энергетики к расчетным показателям ЭС-2020, что свидетельствует об устойчивости и высокой инерционности производственных параметров на достаточно больших временных диапазонах развития ТЭК по отношению к волатильным внешним условиям, а также о достаточной обоснованности прогнозов развития энергетического сектора страны, выполненных в ЭС-2020.

Таким образом, российский энергетический сектор обладает достаточно высоким потенциалом внутренней устойчивости и инерционности, который позволяет нам формировать стратегический курс его развития на основе целевых ориентиров, а не постоянно меняющихся прогнозов внешних и внутренних условий.

В этой связи следует подчеркнуть, что формирование новой Энергетической стратегии не связано с плохим качеством или нереализуемостью основных параметров ЭС-2020. Это требование времени и необходимое условие стратегического планирования в энергетике, записанное в системе реализации ЭС-2020, предполагающее пролонгацию Энергетической стратегии каждые пять лет для максимального учета новых тенденций развития экономики и энергетики, появления новых технологий и вызовов времени к развитию энергетического сектора страны.

Следует также сказать несколько слов и о статусе ЭС-2030 как документа, поскольку много вопросов связано именно с непониманием места Стратегии в системе стратегических документов страны. Стратегия — не документ прямого действия, это — документ для документов. Она не может и не должна подменять собой программы (генеральные схемы развития отраслей и регионов, инвестиционные программы отраслей и энергетических компаний), она задает приоритеты и ориентиры, с которыми должны согласовываться программы.

Важно не то, чего нет в Стратегии, а то, что в ней есть. Нельзя рассматривать ЭС-2030 как простой набор конкретных проектов, технологий, компаний, объемов государственной поддержки, который можно использовать для лоббирования частных вопросов развития энергетики. Это искажает саму сущность стратегии как документа. Стратегия состоялась, если после ее принятия нельзя действовать так, как будто ее нет.

Понимание этого делает абсолютно необходимым принятие Энергетической стратегии именно сегодня и именно в условиях кризиса, поскольку правильно и вовремя выбранный путь стратегического развития энергетики страны позволит не только улучшить состояние российского энергетического сектора, но и самим повлиять на внешние условия развития энергетики, построить свое энергетическое будущее, основанное на целевых ориентирах развития энергетики, а не на переменчивых прогнозах.

ОТ РЕДАКЦИИ:

Публикуемые отклики и мнения отдельных экспертов формируют широкую палитру мнений об этом важнейшем документе, начиная от общего одобрения, акцента на ключевых моментах ЭС-2030 и заканчивая полным отторжением как самого документа, так и всей системы стратегического управления в энергетике и стране в целом.

И все равно мы благодарны всем, кто так или иначе не прошел мимо. Важно, чтобы общественное внимание к ЭС-2030 было не только в момент ее принятия, но и в процессе ее реализации.

Руководство сайта ИЭС предполагает и в дальнейшем публично освещать мониторинг реализации ЭС-2030.

ПРЕССА О ПРОЕКТЕ ЭС-2030

1 канал, 27.08.2009 г.
Кабинет министров РФ одобрил проект развития энергетической отрасли до 2030 года

РИА Новости, 27.08.2009 г.
Правительство РФ одобрило энергетическую стратегию страны до 2030 года

"Российская газета" — Федеральный выпуск №4983 (159) от 27 августа 2009 г.
В состоянии эффекта. Правительство построило планы до 2030 года

Независимая газета, 27.08.2009 г.
Бумажный запал. Правительство разрабатывает энергостратегию ценой в 60 триллионов рублей

Ведомости, №160 (2430), 27.08.2009 г.
Идем на Восток. Правительство готово одобрить энергостратегию России до 2030 г.

Oilcapital.ru, 27.08.2009 г.
Путин: К 2030 г. необходимо завершить работу по либерализации внутренних рынков энергоносителей

Газета "Коммерсантъ" № 158 (4213) от 28.08.2009 г.
Нефть просит добыть для нее самую малость

 

109028, г. Москва, Яузский бульвар 13, стр. 3, офис 10. Тел./факс: (495) 698-5234.
Е-mail: ies2@umail.ru, guies@guies.ru
© Институт энергетической стратегии (ГУ ИЭС)