Главная
Об институте
Направления
 исследований
Проекты
Научные
 семинары
Статистика
 и аналитика
Издания
Партнеры
Пресс-центр
Статьи
Комментарии
Пресса о нас
Карьера у нас

ЭС-2020

ЭС-2030

 
Старая версия сайта

Поиск  На главную  Карта сайта  Контакты

    Статьи - Что будет с ценой на нефть?

В.В. Бушуев — Генеральный директор ГУ ИЭС
(Интервью "Oil&gas Financial", апрель 2009 г.)

Экономическая ситуация в России очень быстро меняется, и никто не знает, что будет с ценой на нефть. Какие прогнозы у Вас, как у директора Института Энергетической Стратегии России?

Если вспомнить 2006 год, мы предсказывали, что к середине 2008 года цена за 1 баррель нефти достигнет своего пика $140, и в тот момент никто нам не верил, но в 2008 году цена на нефть действительно достигла этой отметки. Потом, когда цены были уже на этом уровне, все начали говорить, что она повысится до $200 за баррель, но уже тогда в 2006 году по нашим прогнозам, достигнув $140 за баррель, цены начнут снижаться…и вновь - никто нам не верил! Сейчас в соответствии с нашими прогнозами: цены на нефть опять поднимутся до $120-140 за баррель, и …уже в который раз нам никто не верит!

Как Вы поняли тогда, несколько лет назад, и сейчас, что цены подскочат? Какие факторы Вы принимаете во внимание, составляя прогнозы?

Очень простые факторы: начнем с того, что ОПЕК перестала влиять на цены на нефть в 2003 году: сейчас решающим фактором является переток средств между финансовым рынком и нефтяным фьючерсным рынком. Деньги ищут, где им лучше. Это объясняет рост цен в период с 2003 по 2008 года; это первый фактор. Вторым фактором является цикличность мирового развития: падения следуют за подъемами, и это подчинено определенному ритму. Период между спадом и подъемом составляет примерно 11 лет: 1979, 1990, 2001 были годами подъема, и следующий ожидается 2011 году. Подъем в 2008 году был генеральной репетицией. Также и сегодняшний кризис не болеем чем репетиция.

На рынке с большим спросом цены растут. Сейчас спрос на нефть понизил в связи со снижением уровня промышленного производства. Получается, что цена не зависит от фактора спроса-предложения?

Этот фактор важен для формирования базовых тенденций: например, когда в 2001 году экономика Китая начала быстро расти, страна стала быстро развиваться, и сходились во мнении, что появится огромный спрос на нефть, и ожидали этого. Конечно, рынок всегда поддерживается такими ожиданиями. Спрос всегда был высок, но ожидания всегда были еще выше… Это психология.

Если это факт, то, как психология в современных условиях повлияет на цены на нефть? Все подавлены, стараются сохранить сбережения, не рискуют инвестировать, сокращают производство, урезают расходы и т.д.

Трудный вопрос. Ответы могут быть разные. МЭА прогнозирует рост до $200 за баррель. Потому что сегодня страны-поставщики нефти не инвестируют в добычу, таким образом, следует ожидать дефицита нефти. А вопрос заключается в следующем: о каком дефиците идет речь, когда спрос на нефть упал и не начнет расти до тех пор, пока мировая экономика не восстановится, а это произойдет не ранее, чем через 2 года? Это означает, что дефицит нефти не может быть причиной роста цен. Как мы знаем, количество денег в мире не изменилось, сейчас все крайне осторожны, стараются вернуть вложенные деньги, но вскоре, но вскоре страны вынуждены будут потратить их, и не будет другого выбора кроме как обратиться к нефтегазовому сектору - везде, не только в Россию.

Итак, если принять во внимание Ваш прогноз, какое влияние будет иметь рост цен на энергетическую стратегию России?

Сейчас мы заканчиваем стратегию, но мое мнение о высокой волотильности цен и мнение Министерства Энергетики различаются: согласно Министерству, нужно показать тенденцию, а не изменчивость - в этом пункте мы расходимся. Они хотят, чтобы мы строили стратегию на средних показателях… Они хотят, чтобы мы включили в стратегию средний уровень цены. Но мировые цены на нефть не имеют прямого влияния на объем добычи и экспорта энергоресурсов из России.

Но раз российским компаниям необходимо увеличивать сырьевую базу в России, разве им не нужна дорогая нефть, чтобы получить больше денег на это?

Влияние все-таки есть, но меньше, что можно было ожидать…

Возвращаясь к различиям в подходах между Министерством и Вашим Институтом: какой, по Вашему мнению, должна быть энергетическая стратегия России до 2030 года, и какой ее видит Министерство Энергетики?

Конечно, позиция Министерства заключается в том, что прогноз макроэкономических показателей определяется Министерством Экономического Развития. Отсюда следует, что все прогнозы были сделаны Министерством Экономического Развития и навязаны нам. Для нас же мировые цены на нефть и динамика роста ВВП являются внешними факторами, основанными на прогнозах Министерства Экономического Развития. Все наши попытки объяснить, что наши прогнозы дают другие показатели, были проигнорированы, т.к. энергетическая стратегия считается частью экономической стратегии. И официально мы не можем получить другие показатели, и мы не можем доказать Министерству Экономического Развития, что их прогнозы ошибочны, а наши верны.

Стратегия уже утверждена? Какие основные направления стратегии? И в чем заключается ее основное отличие от предыдущей?

Утверждена ЭС-2020. Новая стратегия, которая разрабатывается, будет до 2030 года. С одной стороны, в них много общего: мы должны как можно более эффективно и рационально использовать национальные природные ресурсы для того, чтобы улучшить условия жизнедеятельности населения. Предыдущая стратегия основывалась на интенсивном развитии сектора: росте объемов добычи, потребления и экспорта; новая стратегия ориентирована на инновации, со снижением доли ТЭК в ВВП с 30% до 18% за счет развития отраслей с низким удельным энергопотреблением: перерабатывающие отрасли, машиностроение, строительный сектор и сектор услуг.

У нас был очень интересный разговор с м-ром Кершенбаумом об уровне развития технологий и образования в России и их корреляции с разработкой ресурсной базы в трудных условиях, таких как Арктика или Восточная Сибирь. Он сказал, что России будет очень трудно развивать энергетический сектор, не взаимодействуя с иностранными компаниями, которые инвестируют в новые технологии уже свыше 20 лет. Как Вы оцениваете роль международного сотрудничества?

Я не согласен. Если мы будем использовать только иностранные технологии и оборудование - может быть, в чем-то превосходящие российские - это убьет отечественного производителя.

Тогда какова же будет стратегия? Развивать новые технологии?

Стратегия будет заключаться в следующем: российский ТЭК должен создавать спрос на эти новые технологии и разработки от отечественного промышленности, а промышленность, имея гарантированный рынок сбыта и высокие требования к новому оборудованию, будет иметь шанс его производить. Помощь международных компаний, несомненно, необходима для обновления нашей промышленности, но не для замены отечественного оборудования иностранным.

По Вашему мнению, необходимо развивать интеллектуальное сотрудничество для развития новых систем, способных поднять эффективность производства, потому что, как я понимаю, одной из проблем отрасли является низкая эффективность оборудования, что влечет за собой неэффективное производство и низкие прибыли…

И да, и нет. Например, российские трубы в нефтяной и газовой промышленности, используются уже в течение 40 лет, и число аварий при этом невелико. Когда мы начали закупать трубы и другие комплектующие за рубежом, выяснилось, что они не столь долговечны. Коррозия и частота поломки российского оборудования меньше, чем иностранного, поэтому было бы неправильно полностью переключиться на зарубежное оборудование.

Ясно, что для модернизации нефтегазовой индустрии России требуются деньги; откуда они придут? Могут ли российские компании обеспечить их уже сейчас? Или они придут от государства?...

Множество путей возможно. Пять лет назад российские нефтегазовые компании строили свою инвестиционную политику на кредитах. Сейчас накопленная кредиторская задолженность огромна, а условия кредитования намного жестче. К сожалению, многие компании сейчас оказываются без необходимых инвестиций…

Они выживут? Кто выживет?

Да, они смогут удержаться. Многие компании кредитуются государством напрямую и опосредованно. Например, у Газпрома долг в 100 млрд дол США, и конечно, правительство его не оставит. Государство вынуждено будет помочь ему. И многие компании находятся в таком же положении. М-р Чубайс продал РАО ЕЭС (бывшую компанию-монополиста в сфере электроэнергетики) на международном рынке за 11 млрд дол США, но сегодня в условиях финансового кризиса их стоимость равна нулю, никаких инвестиций, невозможно пустить их в реальное производство, и правительство вынуждено будет помогать российскому ТЭК развиваться. Разумеется, кредиторская политика компаний пересматривается. В первую очередь, компании полагаются на те средства, которые у них имеются, и на помощь государства из Резервного Фонда, но некоторые проекты придется закрыть или отложить на более поздний срок.

Компании просят о новом налоговом режиме, чтобы провести модернизацию. Это принимается во внимание в Ваше энергетической политике?

Если правительство пойдет на значительное снижение налогов, ему нечем будет покрыть бюджет: 50% бюджетных поступлений обеспечено нефтегазовым сектором, поэтому государство маневрирует. Один из возможных вариантов установить налог на сверхприбыль вместо НДПИ. Если у компании есть прибыль, часть ее они должны вернуть государству, но если они вкладывают всю ее в новые технологии, то это не нужно. Также таможенные пошлины должны быстрее реагировать и менять таможенную ставку не реже, чем раз в 2 недели, а не в месяц, как это происходит сейчас. Однако такой подход имеет как своих сторонников, так и противников.

Новая стратегия должна учесть изменения, произошедшие в последнем квартале 2008-2009 года и разработать стратегическое решение на 2020 год. Основные положения стратегии были сформированы еще в сентябре 2008 года, когда промышленность быстро развивалась, в то время как сейчас, после недавних перемен, ожидается, что 2009-2012 гг. будут периодом стагнации; затем промышленность достигнет уровня последней четверти 2008 г., и к 2030 г. производственные показатели достигнут того уровня, который был первоначально запланирован в стратегии.

Тренды развития, которые закладываются Министерством Экономического развития являются средние значения, что оставляет место для вариаций. Как сказал Виктор Христенко, бывший министр Энергетики, стратегия это идеология и цифры, идеология не меняется, а цифры могут быть скорректированы. Мы полностью согласны с этим утверждением, и практика показывает, что это так.

 

 

109028, г. Москва, Яузский бульвар 13, стр. 3, офис 10. Тел./факс: (495) 698-5234.
Е-mail: ies2@umail.ru, guies@guies.ru
© Институт энергетической стратегии (ГУ ИЭС)