Главная
Об институте
Направления
 исследований
Проекты
Научные
 семинары
Статистика
 и аналитика
Издания
Партнеры
Пресс-центр
Статьи
Комментарии
Пресса о нас
Карьера у нас

ЭС-2020

ЭС-2030

 
Старая версия сайта

Поиск  На главную  Карта сайта  Контакты

    Статьи - Энергоэффективность как составляющая инновационных процессов

А.А. Троицкий — Главный аналитик ГУ ИЭС
(ж. "Инновации в электроэнергетике", № 2, февраль 2009 г.)

В последние годы в профессиональных кругах и на дискуссионных площадках все более широко используется тезис о стратегической необходимости повышения энергетической эффективности экономики России и построении в стране «энергоэффективного общества». Артем Троицкий, главный аналитик Института энергетической стратегии, в своей статье рассматривает энергоэффективность с академической точки зрения. С одной стороны — как важную составляющую процессов инновационного развития внутри самой отрасли, а с другой — как средство реализации Концепции долгосрочного развития страны с переходом от сырьевого сценария к инновационному.

Как показывает анализ, значение термина "энергоэффективное общество" понимается по-разному. Поэтому, прежде чем говорить о построении энергоэффективного общества, необходимо сформулировать сущность этого понятия.

По нашему мнению, критерием энергоэффективности общества должен являться получаемый результат по отношению к затратам энергии и затратам на энергию, понимая под результатом и производство ВВП, и достижение высокого качества жизни (быта, труда, отдыха и т. д.).

ДВЕ СТОРОНЫ ЭНЕРГОЕМКОСТИ

В последние годы роль энергетики в функционировании и росте экономики страны была и остается доминирующей. Доля продукции ТЭК в ВВП России составляет почти 30%, в налоговых поступлениях в бюджет страны около 50%, в валютной выручке от экспорта -более 60%. Энергетика является важнейшим инфраструктурным фундаментом обеспечения жизнедеятельности общества, формирования трудовой, социальной и бытовой среды обитания человека.

С одной стороны, современное российское общество и экономика страны несут большую нагрузку, связанную с формированием и использованием энергетической составляющей инфраструктуры. Удельные затраты энергоресурсов на производство ВВП в разы превышают среднемировой уровень и тем более уровень развитых стран Запада. При относительно низких ценах на энергоресурсы по сравнению с ценами мирового рынка затраты на топливо и энергию в производстве промышленной продукции и услуг транспорта составляют в среднем почти шестую часть суммарной себестоимости, что негативно влияет на конкурентоспособность производства. Несмотря на то, что конечное удельное потребление энергии в России на душу населения на 20-25% превышает эти показатели на Западе и в Японии, комфортные энергетические условия для населения в России существенно уступают соответствующим условиям в этих регионах.

С другой стороны, более высокая удельная энергоемкость экономики России обусловлена некоторыми объективными факторами, такими как более холодный климат, особенно в северных территориях страны, сложившаяся "тяжелая", энергоемкая структура экономики, обусловленная в определенной степени природным потенциалом России, протяженные транспортные коммуникации. При более высокой удельной энергоемкости экономики удельные расходы энергоресурсов на душу населения в России, однако, ненамного превышают показатели развитых стран мира, а по потреблению электроэнергии даже отстают. Это является следствием более низкого уровня удельного производства ВВП на человека в России.

Из сказанного видно, как много граней имеет понятие "энергоэффективность общества". Поэтому сущность этого понятия, очевидно, можно кратко сформулировать следующим образом.

Энергоэффективное общество — это общество, способное успешно решать задачи эффективного обеспечения энергоресурсами социально-экономического развития страны при стимулирующем воздействии энергетического фактора на уровень планки этого развития и на оптимизацию энергетических затрат.

Построение энергоэффективного общества в России предусматривает как формирование системы энергетического хозяйствования с оптимально минимизированными затратами, так и обеспечение вклада энергетического фактора в экономическое развитие страны и в повышение уровня жизни населения во всем широком диапазоне видения этого фактора. Иными словами, энергетическая эффективность экономики — понятие широкое, аккумулирующее в своем смысловом содержании как минимизацию удельных затрат энергии на успешное социально-экономическое функционирование и развитие, так и оптимизацию вклада энергетического сектора экономики в производство ВВП, социальное совершенствование общества и в экономическое благополучие населения, в охрану окружающей среды.

Построение энергоэффективного общества является необходимым этапом в достижении целей его развития. Более рациональное, эффективное и экономичное производство и использование энергии, обновление инфраструктуры производственных сил и социального сектора, инновационное развитие являются важнейшими средствами роста экономики и построения совершенного общества. Энергоэффективность сама по себе становится важнейшим ресурсом и гарантом формирования необходимого потенциала для дальнейшего развития государства и общества. Иными словами, энергоэффективность — это не только энергосбережение, но и оптимизация соотношения эффекта (полезности, качества, стоимости, количества произведенных продуктов, качества жизни, социального комфорта) и энергетических затрат, которых требует произведенное благо.

Наконец, построение энергоэффективного общества — это не самоцель, а средство решения Концепции долгосрочного социально-экономического развития. Постановка вопроса о построении энергоэффективного общества не ориентирована на дальнейшее повышение доли производства энергоресурсов в производстве ВВП. Скорее наоборот, имеется в виду переход уже в среднесрочной перспективе от энергосырьевого сценария развития с опорой на масштабное участие ТЭК в экономике к инновационному развитию, где энергетический сектор призван играть роль стимулирующей, энергообеспечивающей и сырьевой базы в формировании новых направлений структурного высокодоходного развития экономики, основанных на прогрессивных технологиях в промышленности, транспорте, сфере услуг, сельском хозяйстве, с одновременным совершенствованием социальных условий жизни населения.

Решение такой задачи — прежде всего, компетенция государства, которое должно посредством механизмов адекватных рыночных методов хозяйствования стимулировать инновационные направления развития во всех сферах экономики и промышленности, в том числе в ТЭК и в области использования топливно-энергетических ресурсов.

Можно утверждать, что в России создан потенциал производительных сил и социальной базы, которые позволяют ставить задачу не только экономического развития, но и построения энергоэффективного общества. Основными направлениями деятельности государства по построению энергоэффективного общества должны быть меры, направленные на снижение удельной энергоемкости экономики России, обеспечение энергетической безопасности страны, развитие энергосервисных услуг и формирование адекватной ментальности общества.

ФАКТОРЫ И КРИТЕРИИ

Основным измерителем, используемым в современном мире для оценки энергоэффективности, является удельная энергоемкость, хотя она далеко не полностью отражает содержание этого понятия.

Удельная энергоемкость отражает, как известно, только затраты энергоресурсов в натуральном выражении (т у.т. или т н.э.) на единицу полученного результата деятельности (произведенного ВВП). Этот показатель очень важен, тем более что он позволяет отслеживать динамику и сопоставлять натуральные затраты ТЭР на функционирование экономики и жизнедеятельность общества как внутри страны, так и в мире. Анализ удельной энергоемкости позволяет определить соотношение и влияние структурных составляющих и выработать меры по снижению удельных затрат топлива и энергии, которые в условиях повышения их стоимости оказывают все большее влияние на экономическую жизнь внутри страны и международную бизнес-конкуренцию.

В то же время традиционный показатель не отражает влияния на энергоэффективность ряда важных в рыночных условиях факторов энергосбережения. Это динамика внутренних цен на энергоносители, динамика структуры потребляемых энергоносителей, инфляционных явлений в экономике, мировых цен энергоносителей, что имеет существенное значение для стран с большим объемом экспорта и влиянием его на производство ВВП.

Это особенно характерно для России. Формирование показателя энергоэффективности, учитывающего все эти факторы, нуждается в создании соответствующей методики, которая обеспечивала бы оценку как затрат страны на свое энергообеспечение, так и затрат и доходов при производстве ВВП за счет экспорта энергоресурсов. Данный показатель, который следует, очевидно, называть удельной экономической энергоемкостью экономики или энергетической стоимостью ВВП, должен измеряться отношением стоимости потребленных (или произведенных и экспортируемых) энергоносителей к объему произведенного ВВП. Причем для различных целей исследования могут использоваться как внутренние, так и мировые цены на энергоресурсы. Такой показатель мог бы стать экономической характеристикой энергоэффективности.

Государственные меры должны быть направлены прежде всего на реализацию технологического потенциала энергосбережения, достигающего почти 45% всего энергопотребления страны. Эти меры должны носить законодательный, нормативный характер, стимулирующий энергосбережение (налоги, кредиты, санкции и др.). Детальное изложение механизмов реализации энергосберегающего потенциала — это большая отдельная тема.

В целях развития энергосервисных услуг должен найти государственную поддержку малый энергосервисный бизнес:

  • по оказанию услуг анализа состояния и разработки мер повышения энергоэффективности предпринимательства (на указанных выше принципах);
  • по лицензируемой экспертной деятельности, имея в виду, что без соответствующей энергетической экспертизы не должно выдаваться разрешительных согласований государственных или муниципальных органов власти и энергоснабжающих структур на реализацию новых проектов жилья, соцкультбыта или производственной деятельности;
  • по энергетической оптимизации и наладке действующих технологических установок и систем, в том числе систем теплоснабжения;
  • по подключению к энергетическим коммуникациям (ЛЭП, газопроводы и др.) новых потребителей энергоносителей;
  • по квалифицированному монтажу энергоиспользующих систем и оборудования сервисного назначения и др.
Было бы целесообразно для малого бизнеса указанного профиля установить, в целях оказания ему помощи, на первый период деятельности освобождение от налога на прибыль и НДС сроком на два года с момента их регистрации (получения лицензии).

Формирование системы энергетической безопасности должно предусматривать осуществление комплекса мер, гарантирующих надежность и эффективность энергообеспечения в энергоэффективном обществе. В том числе:

  • обеспечение прироста геологических запасов углеводородов на уровне, не меньшем, чем объемы добычи соответствующих энергоносителей;
  • создание сезонных и аварийных запасов топлива и резервных мощностей в электроэнергетике и теплоснабжении, гарантирующих энергоснабжение в период пикового потребления и при аварийных ситуациях;
  • создание систем защиты интересов потребителей, в том числе защиты от нарушений в работе электроэнергетических и газотранспортных федеральных систем;
  • создание задела по строительству новых мощностей и энерготранспортных коммуникаций, гарантирующих обеспечение возрастающих перспективных потребностей в топливе и энергии в энергоэффективном обществе;
  • непревышение регламентированных критических уровней износа основных фондов добывающих и производящих, а также транспортных структур энергетической сферы;
  • формирование в целях энергобезопасности диверсифициро ванного энергетического баланса энергоэффективного общества в стране и ее регионах с учетом их энергетических и ресурсных особенностей;
  • непревышение допустимых уровней загрязнения энергетическими установками окружающей среды.
Для формирования соответствующей нормативно-правовой базы обеспечения энергетической безопасности России и ее регионов необходима разработка и принятие Федерального закона "Об энергетической безопасности России", регламентирующего критерии энергетической безопасности, основные параметры показателей и компетенцию государства в сфере энергетической безопасности страны и ее регионов как фундаментальную базу построения энергоэффективного общества.

Большое влияние на реализацию задачи повышения энергоэффективности, и особенно энергосбережения, имеет формирование соответствующего менталитета в обществе.

Важно формировать нужное отношение к энергоэффективности и энергосбережению как в сфере быта, так и в производственной сфере и сфере бизнеса, акцентируя внимание на том, что энергоэффективность продукта производства (товара) - это в том числе отношение его стоимости к стоимости затраченной на производство энергии. Необходимо при этом иметь в виду, что ни одна из систем управления не начнет работать, пока руководство хозяйствующего субъекта не осознает необходимость повышения энергоэффективности производства.

Анализируя возможные методы воздействия на общество для повышения энергоэффективности, можно выделить три группы воздействия:

  • силовые, которыми можно лишь ограничить энергопотребление, но не повысить энергоэффективность;
  • правовые, стимулирующие граждан и субъектов экономики действовать эффективно (налоги, государственные программы, лицензии и т. п.);
  • идеологические — наиболее сложный инструмент, формируемый грамотной постановкой информационно-пропагандистской системы мер с учетом различного менталитета различных групп населения. Необходимо учитывать, что личное мировоззрение, которое призвано формировать идеологическое воздействие на общество, является фактором, сильно влияющим на энергосбережение и энергоэффективность.
Учитывая важность задачи построения в России энергоэффективного общества, было бы целесообразно разработать и принять на высшем уровне национальную стратегию энергоэффективности, предусмотрев в ней аналитическую концепцию такой задачи в увязке с проблематикой перестройки среды обитания, технологической, инновационной и структурной трансформацией производительных сил государства и общества, его социального совершенствования.

 

 

109028, г. Москва, Яузский бульвар 13, стр. 3, офис 10. Тел./факс: (495) 698-5234.
Е-mail: ies2@umail.ru, guies@guies.ru
© Институт энергетической стратегии (ГУ ИЭС)