А.И. Громов заместитель Генерального директора по науке
(газета "Известия", № 239 от 22.12.2008 г.)
Разрабатываемая в настоящее время Энергетическая
стратегия России до 2030 года один из основополагающих
документов в планах экономического развития нашей страны
на ближайшие десятилетия. От инвестиций в ТЭК во многом
зависит будущее всех других отраслей отечественной промышленности,
ведь без энергии они ничто. В текущей редакции рабочего
проекта Стратегии уже есть цифры требуемых инвестиций, но
уже не раз высказывались сомнения в том, насколько они будут
достаточными. О будущем российского ТЭКа, а также о влиянии
мирового экономического кризиса на его развитие "Известиям"
рассказал заместитель генерального директора по науке Института
энергетической стратегии Алексей Громов.
ВОПРОС: Алексей Игоревич, насколько
привлекателен сегодня энергетический сектор экономики России
для инвесторов?
ОТВЕТ: Инвестиции в российский ТЭК
в 2007 году составили 1,4 трлн руб., или 28,6% от суммарных
вливаний в национальную экономику. Основными направлениями
для инвестиций был нефтяной комплекс, электроэнергетика
и газовая промышленность, аккумулировавшие в сумме 96% капиталовложений.
Но, несмотря на то, что суммы вкладываются значительные,
получаемых средств на полноценную модернизацию ТЭКа не хватает.
Как следствие - серьезный износ основных фондов. В электроэнергетике
и газовой промышленности - до 58%, в нефтепереработке -
до 80%.
в: Какова динамика инвестиций в энергетический
сектор в 2007 году, в середине и конце 2008-го? Как, по
вашему мнению, кризис скажется на инвестиционной привлекательности
российского ТЭКа в 2009 году?
о: Экономический кризис привел к тому,
что большинство компаний, в связи с резким падением доходов,
сократили свои инвестиционные программы. Однако следует
ожидать, что в целом динамика инвестиций в нынешнем году
останется по сравнению с предыдущим годом положительной.
Более точные выводы можно будет делать только после поступления
финансовой отчетности основных предприятий ТЭКа за 2008
год.
Однако Необходимо подчеркнуть, что кризис не отменяет крупные
инвестиционные проекты в российском ТЭКе, а лишь сдвигает
сроки их реализации на более поздний период. Для вывода
отрасли из кризисной ситуации активнее, чем предполагалось,
будет реализовываться государственная энергетическая политика:
будут созданы необходимые институциональные и нормативно-правовые
условия, отлажены механизмы тарифного и налогового регулирования
энергетики.
Более того, Энергетическая стратегия рассматривает текущий
кризис не только как негативный фактор, но и как потенциальную
возможность для перехода российского энергетического сектора
на ускоренное инновационное развитие.
Поэтому сегодня не стоит говорить о существенных негативных
изменениях инвестиционного климата в российской энергетике.
Подтверждением этому служит, в частности, тот факт, что
Путин в разгар кризиса утвердил проект строительства второй
ветки БТС-2, а это очень крупный инфраструктурный проект
для российской нефтяной отрасли. Таким образом, модернизация
отрасли и создание всех необходимых условий для ее развития
продолжатся и в кризисный период.
в: К 2030 году, согласно энергетической
стратегии России, объем инвестиций в ТЭКе составит $1,87
трлн. Этого хватит на переоборудование, полную замену изношенных
основных фондов?
о: Потребности отрасли заметно выше.
Согласно последней редакции рабочего проекта энергетической
стратегии России, для устойчивого функционирования, модернизации
и развития ТЭКа потребуется не менее $2,6 трлн в ценах 2005
года. А с учетом капиталовложений в энергосбережение, развитие
возобновляемых источников энергии и автономной энергетики
объем необходимых инвестиций может достичь $3,1 млрд.
Главной сферой привлечения инвестиций станет электроэнергетика:
предполагается, что отрасль аккумулирует свыше 40% всех
средств. В добычу, переработку и транспортировку газа, как
планируется, будет направлено около 30% суммарных капиталовложений
в ТЭК. Нефтяной комплекс привлечет порядка $700 млрд, или
25% инвестиций в российскую энергетику. В основном инвестиции
будут осуществляться за счет собственных средств отечественных
и зарубежных компаний, а также путем привлечения кредитов,
в том числе под государственные гарантии.
Важно отметить, что при росте абсолютных объемов инвестиций
в ТЭК энергетическая стратегия предполагает снижение доли
отрасли в общем объеме капиталовложений в национальную экономику
с нынешних 29% до 12-15% в 2030 году.
в: Что препятствует привлечению средств
в энергетику?
о: Нестабильность нормативно-правовой
базы, несовершенство институциональной среды и рыночной
инфраструктуры, высокая налоговая нагрузка на предприятия
ТЭКа, не позволяющая им проводить активную инвестиционную
политику. Остается неурегулированным вопрос доступа независимых
производителей к энергораспределительным сетям, сохраняется
проблема недобросовестной конкуренции в отдельных отраслях
ТЭКа. Негативно сказывается на инвестиционном климате в
отрасли наличие большого количества административных барьеров,
прямое государственное ценовое и тарифное регулирование
в электроэнергетике и газовой промышленности.
в: Каковы могут быть способы устранения
этих препятствий? При каких условиях возможен рост инвестиций?
о: Для создания благоприятных инвестиционных
условий в ТЭКе необходим комплекс мероприятий государственной
энергетической политики. Снижение налоговой нагрузки может
быть проведено путем изменения формулы расчета НДПИ, перехода
к рентному налогообложению, повышения гибкости расчета акцизов
и таможенных пошлин на экспорт энергоносителей, а также
введения так называемых "налоговых каникул" на
период окупаемости нового оборудования.
в: Какие направления в энергетике наиболее
привлекательны для частного бизнеса и почему?
о: Наиболее открытой для привлечения
частных инвестиций была и остается нефтяная промышленность.
В последние годы приток капиталовложений в отрасль был в
значительной степени связан с благоприятной конъюнктурой
мировых цен на нефть и нефтепродукты. Кроме того, нефтяная
промышленность в меньшей степени подвергнута жесткому государственному
регулированию на внутреннем рынке.
В газовой промышленности и в электроэнергетике государство
реализует политику ценового и тарифного регулирования на
внутреннем рынке, поддерживая заниженный уровень цен на
энергоносители для промышленности и населения. Вместе с
тем планируемая либерализация внутреннего рынка электроэнергии,
завершить которую планируется к 2011-2012 г., должна существенно
повлиять на привлекательность электроэнергетики и расширить
приток частных инвестиций в нее. Однако пока этого не происходит
и основную инвестиционную нагрузку в отрасли продолжает
нести государство.
|