Главная
Об институте
Направления
 исследований
Проекты
Научные
 семинары
Статистика
 и аналитика
Издания
Партнеры
Пресс-центр
Статьи
Комментарии
Пресса о нас
Карьера у нас

ЭС-2020

ЭС-2030

 
Старая версия сайта

Поиск  На главную  Карта сайта  Контакты

    Комментарии - О переходе на новые экологически чистые стандарты топлива

А.И. Громов — заместитель Генерального директора по науке
(Oil.Эксперт.ru, Особое мнение, вопросы, 1.03.2010 г.)

Уважаемый Алексей Игоревич, В этом году в Азербайджане планируется перейти на более высокие стандарты качества нефтепродуктов, в частности, стандарт Евро-3. Также будут введены ограничения на ввоз автомобилей, не соответствующих стандарту Евро-2. Насколько, по вашему мнению, аналогичный процесс в РФ помог в решении экологических проблем? С какими трудностями возможно столкнуться? Могу ли я сослаться на ваше мнение в своей обзорной статье? Спасибо.

Ахмедбейли Азер Фархад оглы

Отвечает Громов Алексей

Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (ЭС-2030), а также принятые технические регламенты на моторное топливо также предусматривают постепенное ужесточение требований к качеству выпускаемых нефтепродуктов в стране. В ЭС-2030 также содержится положение о повышении глубины переработки нефти с текущих 72 до 89-90% к 2030 г., что возможно будет выполнить только при условии расширенного производства высококачественных моторных топлив стандарта Евро-4 и Евро-5.

Безусловно, соблюдение требований ЭС-2030 и технических регламентов должно способствовать улучшению экологической обстановки в стране. Однако на этом пути есть и свои препятствия, связанные с материально-технической базой российской нефтепереработки и спецификой внутреннего спроса.

С одной стороны, большая часть российских нефтеперерабатывающих заводов работает на устаревшем оборудовании, не приспособленном к выпуску высококачественных моторных топлив. Большинство нефтяных компаний, владеющих активами в сфере нефтепереработки, начали работы по модернизации соответствующего оборудования, но это очень капиталоемкий процесс, реализация которого в условиях экономического кризиса затруднена.

С другой стороны, в России пока не сформирован достаточный внутренний спрос на нефтепродукты высокого качества. Достаточно сказать, что основу российского автопарка составляют отечественные автомобили, работающие на низкокачественном топливе. Другие крупные потребители нефтепродуктов – армия, сельское хозяйство и РЖД также не предъявляют высоких требований к их качеству, поскольку парк используемых транспортных средств ориентирован, преимущественно, на низкокачественное топливо.

Другими словами, проблему перехода на более высокие стандарты качества топлива невозможно решить только ограничениями на ввоз транспортных средств, использующих низкокачественное топливо или на запрет производства такого топлива в стране. Необходимо стимулировать потребителя отказываться от использования устаревшего парка транспортных средств. Причем делать это надо не только «кнутом», но и «пряником».

Только тогда в нашей стране принятые решения о постепенном переходе на новые экологически чистые стандарты топлива дадут ожидаемый экологический и экономический эффект.

Вы можете сослаться на мое мнение в Вашей обзорной статье.

 

109028, г. Москва, Яузский бульвар 13, стр. 3, офис 10. Тел./факс: (495) 698-5234.
Е-mail: ies2@umail.ru, guies@guies.ru
© Институт энергетической стратегии (ГУ ИЭС)