Главная
Об институте
Направления
 исследований
Проекты
Научные
 семинары
Статистика
 и аналитика
Издания
Партнеры
Пресс-центр
Статьи
Комментарии
Пресса о нас
Карьера у нас

ЭС-2020

ЭС-2030

 
Старая версия сайта

Поиск  На главную  Карта сайта  Контакты

    Комментарии - Реформа ТЭК "по Медведеву"

А.И. Громов — заместитель Генерального директора по науке
(ж. "Нефть России", № 2 2010 г.)

Удастся ли воплотить в жизнь положения президентского послания, касающиеся энергетики?

В конце прошлого года президент России Дмитрий Медведев обратился с традиционным посланием к Федеральному Собранию РФ. Выступление лидера страны вызвало множество откликов и комментариев, нередко отмечалось, что в нём намечены основные пути коренной модернизации не только экономики, но и всего российского общества. Примечательно, что немалая часть послания была посвящена проблемам энергетики, в частности нефтегазового комплекса, и это неудивительно — НГК по-прежнему остаётся основой национального хозяйства и главным источником бюджетных поступлений.

Будут ли планы, озвученные в речи президента, воплощены в жизнь, и как это отразится на отечественной нефтегазовой промышленности? На эту тему на страницах "Нефти России" размышляет ряд экспертов.

Придать ТЭК новый импульс

— Рациональное недропользование — это, безусловно, важнейший фактор не только развития современной экономики, но и обеспечения энергоресурсами следующих поколений. Но в России его принципы пока ещё укоренились не столь глубоко, как на Западе. Как решить эту проблему?

Алексей Громов, заместитель генерального директора по науке Института энергетической стратегии:

Рациональное использование любых ресурсов и оптимальная организация любых процессов — это ключевые факторы успеха в каждом деле, в том числе и в энергетике.

На сегодняшний день обеспечение экономики России энергоресурсами действительно далеко от эффективного. Удельная энергоёмкость у нас в стране в разы выше среднемирового уровня и, что ещё более важно, выше показателей государств и регионов со схожими природно-климатическими условиями (Канада, Скандинавия). В связи с этим руководство страны в последние годы начало предпринимать активные действия, нацеленные на улучшение ситуации.

Так, 13 ноября 2009 г. правительство России утвердило "Энергетическую стратегию РФ на период до 2030 г." (далее — ЭС-2030), одним из важнейших целевых ориентиров которой является снижение удельной энергоёмкости экономики не менее чем в 2,3 раза к 2030 г. по сравнению с 2005 г.

23 ноября 2009 г. был принят Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В отличие от ранее действовавшего закона, его новая редакция не декларативна, а содержит конкретные положения, нормы и механизмы, направленные на реализацию имеющегося у страны колоссального потенциала в сфере энергосбережения (420 млн т у.т., или 45% от общего объёма потребляемых энергоресурсов). Также важно подчеркнуть, что в законе появилось понятие "энергоэффективность", которое отнюдь не является синонимом энергосбережения. И это необходимо понимать при принятии управленческих решений в энергетике. Нужно не просто экономить ресурсы, а повышать эффективность их использования!

ЭС-2030 также предусматривает постепенный рост доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Но их потенциал зависит от текущих экономических условий, стоимости, наличия и качества ископаемых ресурсов, а также от региональных особенностей. Указанный потенциал меняется во времени и должен специально оцениваться в ходе подготовки и реализации конкретных программ и проектов по развитию ВИЭ.

В соответствии с "Основными направлениями государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 г." целевым ориентиром является увеличение относительного объёма производства и потребления электрической энергии с использованием ВИЭ (кроме гидроэлектростанций установленной мощностью более 25 МВт) примерно с 0,5% до 4,5%. Для этого необходимо ввести в эксплуатацию генерирующие объекты (малые гидроэлектростанции; ветроэлектрические, приливные, геотермальные станции; ТЭС, использующие биомассу, и т.д.) с суммарной установленной мощностью до 25 ГВт.

Если говорить о перспективах малого и среднего бизнеса в российском энергетическом секторе, то они, безусловно, — нишевые. Небольшие компании могут стать проводниками инновационных технологических решений — например, в области разработки так называемых маргинальных месторождений нефти и газа, освоение которых не представляет большого интереса для ВИНК. Привлечение малых и средних предприятий к эксплуатации истощённых углеводородных пластов, извлечению низконапорного газа, развитию малой энергетики на базе ВИЭ способно обеспечить более рачительное использование энергоресурсов.

 

109028, г. Москва, Яузский бульвар 13, стр. 3, офис 10. Тел./факс: (495) 698-5234.
Е-mail: ies2@umail.ru, guies@guies.ru
© Институт энергетической стратегии (ГУ ИЭС)